Московский Кувейт Московские районы имеют шанс поделить с городом доходы от налога на прибыль

В четверг комитет по бюджету и налогам Госдумы обсуждал поправки в Налоговый кодекс, которые должны устранить возможность районных управ Москвы и Санкт-Петербурга требовать в судах своей доли от налога на прибыль, поступающего в бюджеты столиц. Поправки предложила Мосгородума. Несмотря на отрицательное заключение правительства РФ, бюджетный комитет не отклонил поправки, а только перенес их рассмотрение. Если поправки не станут законом, бюджеты московских и питерских районных управ получат право требовать часть налога на прибыль, которая пока поступает в городские бюджеты.

Общая ставка налога на прибыль составляет 24%. Доходы от налога делятся между федеральным бюджетом, субъектами федерации и местными бюджетами в таких пропорциях: 6% - федеральному бюджету, 16% - бюджету субъекта и 2% - местному бюджету. Конституция приравнивает Москву и Санкт-Петербург к субъектам федерации, а их мэров - к губернаторам. При этом закон о бюджете уже в течение нескольких лет дает право не делить доходы от прибыли, поступающие в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, и зачислять все 18% от налога на прибыль в доходы столиц.

В то же время московский закон о местном самоуправлении, начавший действовать в Москве с 1 января 2003 года, позволяет считать бюджеты районных управ местными бюджетами. Следовательно, управы могут требовать "свои" 2% налога на прибыль. "Московские Черемушки (именно в этом районе расположен офис "Газпрома". - Ред.) станут богаче, чем Кувейт, - заметил присутствовавший на заседании депутат Мосгордумы Александр Крутов, - а что останется делать Люблину и Митину?"

Федеральное правительство выступает против поправок, внесенных Мосгордумой. В заключении, подписанном вице-премьером Алексеем Кудриным, сказано, что Бюджетный кодекс предусматривает "наличие собственных источников доходов для бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ".

Если Госдума, вернувшись к рассмотрению поправок, их отклонит, может возникнуть серьезная коллизия. По словам Александра Крутова, после вступления в действие московского закона о местном самоуправлении управы могут инициировать дела в судах, требуя "свои" 2%. Доходы от налога на прибыль в Москве в 2003 году предположительно составят 111 млрд руб., "спорные доли", на которые могут претендовать управы, - около 10 млрд руб. Последствия таких споров депутат предсказывать не берется.

В четверг депутаты отложили рассмотрение поправок, чтобы внести "редакционные изменения в текст", по существу не меняющие его сути. Депутат Николай Гончар, например, уговаривал коллег принимать поправки: "Ко второму чтению можно все исправить как надо". Один из членов бюджетного комитета заметил коллеге: "Поправим сразу так, чтобы у правительства было меньше вопросов".

В середине февраля доработанные поправки должны снова поступить на рассмотрение комитета. "Никто не против, чтобы местные бюджеты имели свой доход. Но зачем делить прибыль Центробанка, "ЮКОСа", "ЛУКОЙЛа" и "Газпрома" по управам, когда местное самоуправление в Москве вполне может иметь иные - и немалые - источники дохода, - сказал "Известиям" один из влиятельных депутатов Госдумы. - Например, реклама, уличная торговля - это огромные деньги. Управы могли бы контролировать эти сферы более эффективно, чем городское правительство, сидящее слишком далеко. При этом могли бы быть выведены из теневого оборота колоссальные деньги, которые сейчас идут в карманы чиновников и бандитов".

Илья Горбунов

Эксперимент собираются поправить  »
Юридические статьи »
Читайте также