Заплатил — проезжай

Для появления платных дорог существует несколько общих предпосылок. Условия движения на загруженных отрезках магистралей не соответствуют техническим возможностям современных автомобилей. Водителей не устраивает скорость, комфорт и безопасность передвижения по дорогам, но государство не может удовлетворить их требования. Ведь, как правило, всегда находятся более важные социальные проблемы.

За рубежом термин «платные дороги» трактуется как «дороги, на которых взимается пошлина». Во Франции — стране, где сеть платных дорог самая мощная в мире, доля платных участков в суммарной протяженности национальной сети составляет 0,84%, в США — 0,11%. Стоит подчеркнуть, что введение «платной» схемы за границей — это исключительно решение задач организации дорожного движения, а отнюдь не рыночное реформирование или коммерциализация движения. На платную трассу (кроме нее существуют еще две-три трассы, эксплуатируемые на безвозмездной основе) выводится обычно межрегиональный и международный грузовой транзит, а также пассажирский туристический трафик.

Так устроено множество дорог в Западной Европе, которые обеспечивают, в частности, трансъевропейские автомобильные перевозки. Государству как собственнику дорог выгодно строительство платных автомагистралей с привлечением кредитов и частных инвесторов — это снимает с бюджета часть бремени на финансирование строительства, реконструкции, ремонта, содержания и последующей организации движения.

У нас же сторонники платных трасс характеризуют их как средство, чтобы окупить организацию дорожного движения. Специалисты Росавтодора анализировали зарубежный опыт и пришли к выводу, что ни один подобный проект не вышел в режим окупаемости за 25—30 лет эксплуатации. Дорожная проблема не имеет рыночного решения, а трассы всех уровней — муниципальные, региональные, федеральные — ложатся бременем на бюджеты трех уровней.

Когда у нас?

Идея создания платной сети автомобильных дорог в России появилась не вчера. Впервые о ней заговорили в 1987 году. Ее считали основным способом залатать прорехи в финансировании дорожного строительства. Назывались дополнительные источники доходов — сдача земельных участков вдоль платной магистрали в аренду различным структурам. Здесь всегда охотно размещаются объекты придорожного сервиса: заправки, сервисные станции, мотели, кафе и магазины, офисы и склады. Разрабатывались проекты и составлялись бизнес-планы, но не находилось инвесторов. Мешало несовершенство законодательной базы.

В последние годы появились даже «опытные образцы»: ряд участков на магистрали «Дон», некоторые автодороги в Сочинском районе, локальные платные участки. На деле же действуют лишь отдельные объекты, да и то, строго говоря, не дороги, а мосты, объезды деревень или маленьких городов. Однако авторы Транспортной стратегии России предлагают взяться за дело всерьез. Строительство скоростных и платных дорог — проблема сегодняшняя. Ее решение тормозит отсутствие Закона о платных дорогах в России. Но такой закон обязательно будет принят.

Главное — не участие

Во втором полугодии законопроект «О платных дорогах» должен быть внесен на рассмотрение в правительство РФ. В связи с этим Минтранс объявил конкурс на разработку федерального закона, его победитель получит из бюджета от 5 до 15 млн рублей. Минтранс предлагает условия для конкурсантов, согласно которым инвесторы будут получать доход за проезд по платным трассам и за использование инфраструктуры в полосе отвода, а государство станет устанавливать тарифы на проезд по платным дорогам и осуществлять контроль над их состоянием. Министерство транспорта принимает заявки от «организаций, имеющих профессиональные навыки, трудовые ресурсы, опыт подготовки законопроектов, необходимые для разработки закона».

Государство оставит себе тарифы, а бизнесу -- доходы  »
Юридические статьи »
Читайте также