Компетентный взгляд: "Бюджетная политика сродни нетрадиционной геометрии Лобачевского"

В первом квартале 2004 года Ленобласть выполнила план по доходам на 103,7%. За этот же период 2005 года - на 124,7%. Причем наибольшее влияние на формирование доходной части бюджета оказали поступления по налогу на прибыль организаций.

Вместе с тем некоторые наблюдатели обратили внимание, что одновременно за первый квартал на 4,4% увеличился государственный долг субъекта.

Как вы прокомментируете этот факт? С такого вопроса началась беседа нашего корреспондента с вице-губернатором, председателем регионального Комитета финансов Александром Яковлевым.

- Бюджетный кодекс Российской Федерации допускает рост государственного долга субъекта, но этот долг не может превышать объема собственных доходов бюджета. В прошлом году, например, Ленобласть получила престижные кредитные рейтинги по национальной и международной шкале от авторитетного агентства Standard & Poor"s. При этом сумма госдолга субъекта составляла 10% от объемов доходной части бюджета.

В динамично развивающихся регионах рост госдолга тесно взаимосвязан с финансовой активностью, стремлением власти интенсифицировать бюджетный процесс. Мы используем кредиты и другие инструменты финансового заимствования, ускоряя тем самым развитие области. Не может регион, скажем, газификацию территорий растянуть на четверть столетия. Улучшать качество предоставляемых населению услуг необходимо уже сейчас. Кроме того, газ - экономически выгодное топливо, снижающее бюджетные затраты на топливно-энергетические ресурсы.

Доходы бюджета год от года растут. Но потребности субъекта, его жителей растут еще быстрее. Если мы не хотим отстать от вызова времени, надо действовать решительно, а не плестись в хвосте событий.

Современная бюджетная политика, если говорить образно, сродни нетрадиционной, неевклидовой геометрии Николая Лобачевского: в ней не все прямолинейно и однозначно. Вот простой пример. Отнюдь не всегда бюджетный профицит является благом. Нередко он образуется потому, что своевременно не освоены средства. В результате финансирование переносится ближе к финишу года, когда бюджет испытывает чрезмерные перегрузки. Это - типичная ситуация.

- Каковы финансовые перспективы Ленобласти?

- Как показали расчеты, результаты которых отражены в среднесрочном финансовом плане региона, мы сможем ежегодно увеличивать доходную часть своего бюджета на 15%. То есть за три года субъект способен обеспечить рост своих доходов в 1,5 раза.

Это позволит ускорить развитие инфраструктуры, обеспечивающей человека всем необходимым. Произойдут изменения в кадастровой оценке земли, которую недавно завершило областное КУГИ. Уже сегодня кадастром фактически определен нижний предел ее рыночной стоимости. Но дело в том, что цена земельного участка прямо зависит от целого ряда условий и факторов. Стоит проложить рядом с ним дорогу, инженерные коммуникации, провести электричество - и цена на участок значительно поднимется.

Теперь вспомним: с будущего года поселения станут распорядителями своей земли. Развивая инфраструктуру территорий, они смогут значительно увеличить доходы своих бюджетов. Это, конечно, завтрашний день. Но прогноз основан на реалиях рынка, на возможностях эффективного управления землей.

Поначалу нам придется серьезно регулировать бюджетную обеспеченность территорий. Уж очень отличается ее уровень в разных муниципальных образованиях. В прошлом году этот показатель на одного жителя составлял в среднем 10,2 тысячи рублей. Но реальная картина такова: собственные доходы Подпорожского района, например, позволили ему достичь бюджетной обеспеченности, составляющей лишь сумму 2,3 тыс. рублей на одного человека и занять 24-е место среди территорий региона. Благодаря оказанной субъектом финансовой помощи району показатель подушевой бюджетной обеспеченности вырос до 12,4 тыс. рублей на человека. После этого муниципальное образование поднялось сразу на 6-е место.

Сказанное свидетельствует о том, что в условиях реформы местного самоуправления неизбежен период становления самостоятельности территорий.

- Сейчас остро стоит вопрос разграничения управленческих и финансовых полномочий. Какое влияние этот процесс окажет на формирование бюджета-2006?

- На одном из последних совещаний в правительстве Ленобласти губернатор Валерий Сердюков сформулировал идеологию бюджета на будущий год. Смысл сказанного таков: в соответствии с федеральными законами у субъекта в казне будет ровно столько денег, сколько ему выделено полномочий. Если область будет брать на себя часть полномочий муниципальных образований, как раньше нередко случалось, то ее бюджет этого не выдержит.

Образно говоря, если для ветерана-инвалида надо заготовить и доставить дрова на зиму, то вопрос этот, естественно, должен решаться не на областном, а на местном уровне. Если дорога окажется в ведении конкретного поселения и в пределах его территории, значит, именно ему надо заниматься ее обустройством. Полномочия определяют и решение вопросов передачи собственности.

Теоретически вроде бы все понятно. Однако до сих пор нет постановления российского правительства, регламентирующего передачу таких полномочий и собственности. Субъекты рассчитывали получить его еще в прошлом году. Сейчас работа над региональными бюджетами набирает ход, но многое приходится решать по собственному разумению. Неясно только, как принимаемые решения будут состыковываться потом с требованиями федерального документа.

Возникает множество неувязок. Приведу простой пример. Задачи первичной медицинской помощи возложены на муниципальный уровень. Но для определения объемов финансирования соответствующих функций важно знать конкретные параметры, виды услуг, которые входят в понятие первичной помощи. За разъяснением Комитет по здравоохранению Ленобласти обратился в Минздравсоцразвития. Ответа не последовало. Возникает вопрос: как рассчитать данную статью расходов?

С подобными головоломками приходится сталкиваться на каждом шагу. Между тем формирование бюджета - это процесс, не терпящий туманностей и неясностей. Они могут обернуться серьезными бюджетными ошибками, а в конечном счете негативными социальными последствиями.

Складывается впечатление, что уроки монетизации многим чиновникам федерального уровня не пошли впрок. Расплачиваться же за их нерасторопность придется, как водится, субъектам.

- Новые муниципальные органы власти будут избраны в субъекте только в октябре. Успеет ли регион к началу будущего года полностью завершить цикл формирования бюджетов на всех уровнях?

- Надо успеть!.. Сейчас в правительстве регулярно проходят совещания, настоящие мозговые штурмы, позволяющие выработать принципы разграничения полномочий властей в разрезе каждой отрасли. Одновременно ведутся расчеты объемов финансирования различных отраслей. Разделив полномочия, мы сможем разграничить и бюджетные финансовые потоки.

Петр Владимиров

На что потратим бюджетный приварок? Этот вопрос обсуждался вчера на заседании городского правительства  »
Юридические статьи »
Читайте также