Намыв - в чей карман? По мнению граждан, генплан Санкт-Петербурга незаконен

Сражаясь против изобретенного чиновниками проекта "Морской фасад", его противники - жители Васильевского острова - перепробовали массу способов. Устраивали митинги, писали обращения к депутатам, жаловались президенту... Вотще. Осталась последняя надежда: суд.

Но пока городская Фемида рассматривает жалобу "антинамывцев", подготовительные работы над проектом идут полным ходом. Откуда же у городского начальства такая уверенность в своей правоте? И есть ли надежда остановить строительство очередной чиновничьей "жемчужины"?

Балтийский ураган с женским именем?

Фундамент спокойствия городской администрации очевиден: добро на реализацию проекта "Морской фасад" было получено в Москве (причем дважды) - и от правительства, и от президента . А потому Смольный не стал утруждать себя разъяснениями для "кучки недовольных горожан" (которых, впрочем, набралось 7000 человек), подписавших письмо протеста. Да и зачем прислушиваться к каким-то хозяйственно ничтожным "рядовым гражданам", когда на кону вроде бы миллионы инвестиционных рублей и бюджетная прибыль от миллионов туристов.

По расчетам чиновников, ежегодно в город будут прибывать до 3 миллионов гостей. Правда, по данным Российского союза туриндустрии, поток туристов в Петербург на протяжении последних двух лет (после 300-летия города) продолжает сокращаться. И отнюдь не в отсутствии "навороченных" морских пропилеев тут дело: "Среди главных причин: отсутствие гарантий безопасности туристов, необоснованно высокие (и не подкрепленные качеством) цены в гостиницах и на транспортное обслуживание туристов, недостаточное количество двух-трехзвездочных гостиниц, полное отсутствие инфраструктуры для туристов-инвалидов и указателей на английском языке. Ну и, конечно, едва ли не самый затрудненный в мире визовый режим!" - таково мнение генерального директора турфирмы "Корона Санкт-Петербурга" Ольги Галкиной.

Вице-президент СПб союза строительных компаний Лев Каплан ставит под сомнение заявленные сроки реализации будущего проекта: "Нам говорят, что строительство можно начать уже после 9 месяцев после начала намыва. Это чепуха! Я занимался намывом территорий в Приморском районе и Лахте, однако начинать что-либо возводить на участке можно было не раньше, чем через 5-6 лет. При этом мы вбивали 40-метровые сваи! Все разговоры о "новых технологиях", которые якобы ускорят процесс, - не более чем сказки: песок есть песок, он должен осесть и стабилизироваться".

"Чтобы сегодня засыпать эту территорию, придется где-то достать 40-45 миллионов кубометров песка. Где их взять? Зачем идти на такие жертвы, если сегодня даже готовое жилье плохо продается из-за высокой себестоимости?! Зачем гробить эту территорию ради чьей-то коммерческой выгоды?!" - недоумевает архитектор Владимир Соколов.

Тем не менее, намыв 450 га надвигается на жителей западной части Васильевского острова со стороны Смольного с неотвратимостью тропического вихря. "В июле мы послали открытое письмо президенту, а затем его представителю в СЗФО, - рассказывает председатель общественной организации "Защитим остров Васильевский" Юлия Быстрова. - От Путина не получили ответа, а от Клебанова, хотя и с нарушением всяких сроков, все-таки пришла отписка, в которой было сказано исключительно об обязанности всех ветвей и органов власти отвечать на письма граждан. Остальная часть текста напоминала творчество Ильфа и Петрова. Примерно так: "грузите апельсины бочками" - по существу не было сказано ни слова! Матвиенко и Тюльпанов тоже проигнорировали наши письменные обращения..."

Мерцающая экология

Помимо сомнений в экономической обоснованности этой ударной смольнинской стройки, "рядовых петербуржцев" не устраивают еще несколько моментов.

Начать с того, что полная экологическая экспертиза проекта, который на многие годы должен превратить данный район города в гигантскую стройку и неизбежно ухудшит экологическую обстановку, до сих пор отсутствует. Есть заключение государственной экологической экспертизы лишь по 150 (из 450) га, на которых должен разместиться пассажирский терминал.

"Проект сложный (ему нет аналогов), поэтому, вероятно, было невозможно согласовать сразу весь участок в 450 га. Однако мы уверены, что на оставшуюся территорию тоже будут получены все необходимые согласования, в том числе от государственной экспертной комиссии по экологии. Наша уверенность основана на расчетах, на независимых экспертизах, на результатах", - вносит успокоение пресс-секретарь ООО "Управляющая компания "Морской фасад"" Татьяна Юрьева. Одним словом, экспертиза хотя и не проведена, но, можно считать, уже проведена...

Со своей стороны, греческий депутатский хор поспешил исполнить свою партию, признав проект абсолютно безопасным (с точки зрения экологии). "Наша комиссия единогласно решила поддержать данный проект в аспектах экологического содержания. Он получил все необходимые согласования. Экспертизой подтверждено, что негативного воздействия на окружающую среду проект не окажет. Я считаю, что насыпные территории на Васильевском острове - это оптимальное и чуть ли не единственное место, где можно построить такой порт!" - бодро поясняет председатель комиссии ЗакСа по здравоохранению и экологии Александр Редько, оставляя в стороне как очевидные неясности с экологической экспертизой, так и общеизвестные аргументы в пользу создания морского порта в других местах, где не надо ничего намывать - ни на дно морское, ни в чиновничьи карманы...

При таком идиллическом альянсе двух ветвей городской власти будет неудивительно, если депутаты проигнорируют просьбу граждан внести во время второго чтения изменения в генплан, отменяющие идею намыва и проведения в этой части острова участка западного скоростного диаметра.

"Большинство заседателей Мариинского сегодня состоят из тех, кто, не глядя, голосует за все, что просит администрация, - поясняет житель Васильевского острова и политолог Борис Вишневский. - Поэтому граждане должны самостоятельно заставить городские власти считаться с их интересами".

Граждане утопающие, возьмите себя в руки!

В своих амбициозных градостроительных начинаниях городская власть, по мнению гражданских сопротивленцев, дважды грубо нарушила действующее законодательство. "Во-первых, обсуждение генплана не проводилось в каждом внутригородском муниципальном образовании, как того требует Градостроительный кодекс (ст. 63). Во-вторых, проект генплана не был нигде официально опубликован, что тоже является нарушением закона. Мы хотим признать нелегитимной процедуру принятия всего генплана. И тогда планы по "намыву", как его составляющие, автоматически перестанут существовать", - таков расчет борцов с намывом, озвученный активистом движения ЗОВ ("Защитим остров Васильевский!") Владимиром Соловейчиком.

Действительно, ни в одном из трех муниципальных округов Васильевского острова, где должен быть построен "Морской фасад", слушания не проводились.

Рассказывает председатель МО "Гавань" Александр Панкратов: "Поскольку у чиновников время, как обычно, было ограничено, районная администрация решила не затягивать процесс согласования с жителями и устроить слушания с привлечением представителей муниципальных округов, а затем засчитать их как проведенные в каждом конкретном МО. Однако когда чиновники попросили нас предоставить протоколы таких слушаний, мы им письменно отказали, поскольку слушания в каждом округе отдельно не проводились. И в этом нет нашей вины! По закону , ответственность за их проведение возложена на органы исполнительной власти. Чиновники должны были сами прийти к нам и представить на обсуждение материалы генплана. Но они этого не сделали".

Казалось бы, чиновники пойманы с поличным и официальное торжество справедливости - лишь дело времени. Однако есть одно но: "К сожалению, - поясняет Александр Панкратов, - в местном законе "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории СПб" есть статья 9, в которой четко определено место граждан в принятии окончательного решения: "содержание протокола результатов общественного обсуждения носит рекомендательный характер"".

Иными словами, даже если суд станет на сторону бунтующих горожан и генплан будет признан незаконным, нет никакой уверенности в том, что предложения жителей по проекту нового градостроительного документа (который наверняка окажется точной копией предыдущего) будут восприняты городской властью как руководство к действию, а не как материал для растопки красивых каминов в уютных кабинетах, где денно и нощно пекутся о городе высокие начальницы и начальники...

Впрочем, жители Васильевского острова во многом сами виноваты в том, что городская власть с ними, по сути, не считается, представляя дело борьбы с намывом инициативой нескольких "островных сумасшедших" (к тому же являющихся игрушкой в руках неких "заинтересованных в раздувании конфликта и усилении агрессии против власти политических сил").

"Когда я дважды встречался непосредственно с жителями на набережной, - говорит депутат ЗакСа СПб Владимир Барканов, представляющий западную часть Васильевского острова, - то на встречу приходили максимум 50 человек, причем 25 из них - нагнанные с рыжими чубами, а другие просто проходили мимо. И даже среди этих немногочисленных "протестантов" высказывались диаметрально противоположные мнения".

Можно, конечно, сказать, что г-н Барканов тенденциозен, но факт остается фактом: на последний митинг на Исаакиевской площади явились несколько десятков человек...

Оксана Попова

Разделочная доска В нем человек боролся с гражданином...  »
Юридические статьи »
Читайте также