Освободить пошлины на нефтепродукты Требуют чиновники Минэкономразвития и Минфина

Правительство пытается вернуть себе право вводить запретительные экспортные пошлины на дизтопливо, мазут и бензин. Нефтяников настораживает новая законодательная инициатива Белого дома, но чиновники обещают учесть их мнение.

В мае Дума приняла поправку в закон "О таможенном тарифе", по которой с 1 января 2003 г. пошлины на нефтепродукты не должны будут превышать 90% нефтяных. Поправка стала для правительства неприятным сюрпризом: ее "приделали" к пакету технических поправок в Налоговый кодекс. "Федеральных чиновников поправка повергла в состояние шока", - говорит начальник отдела доходов и таможенно-тарифной политики Минфина Александр Сакович. Возможность вводить запретительные пошлины нужна правительству для того, чтобы в критические периоды насыщать внутренний рынок мазутом или дизтопливом.

Если бы нововведение вступило в силу с 1 января 2002 г. , как изначально хотели депутаты, бюджет потерял бы, по подсчетам Минфина, около $500 млн, поскольку с 1 июня пошлина на бензин оказалась гораздо выше нефтяной (см. график). В июне правительство попыталось провести контрпоправку, но депутаты отказались ее принимать. Тогда чиновники Минэкономразвития и Минфина решили подправить закон таким образом, чтобы, не нарушая "правило 90% ", повышать пошлины на отдельные виды нефтепродуктов до 120%.

Согласно законопроекту "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О таможенном тарифе" и часть первую НК", "для товаров, выработанных из нефти, средневзвешенный по физическим объемам вывоза таких товаров с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе уровень ставок вывозных таможенных пошлин не должен превышать 90% предельной ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую. При этом предельные ставки вывозных таможенных пошлин на указанные товары не должны превышать 120 процентов от предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую".

Другими словами, "правило 90% " будет применяться к корзине нефтепродуктов, тогда как пошлина на отдельные их виды может быть и выше. Например, при цене на нефть в $21,5 за баррель ставка пошлины на нефть составит $16,6 за тонну, а на корзину нефтепродуктов - $14,95 за тонну. При этом пошлина на светлые нефтепродукты может составить около $20 за тонну, а на мазут - около $10 за тонну в весенне-летний период и наоборот - в осенне-зимний, говорит придумавший эту идею Сакович.

Нефтяники отнеслись к придумке чиновника настороженно. Представитель крупной НК говорит, что усредненная экспортная выручка с 1 т переработанной нефти составляет 80% от выручки, получаемой при экспорте тонны сырья. По его словам, даже 90% -ная планка слишком высока, не говоря уже о 120% , предлагаемых в законопроекте. Кроме того, экспорт мазута убыточен при цене нефти ниже $28 за баррель, и сейчас на внутреннем рынке он дороже, чем на внешнем. Нефтяник уверяет, что экспорт других нефтепродуктов убыточен, если сырье стоит меньше $22 за баррель. Впрочем, резюмирует нефтяник, "мы будем продолжать экспорт нефтепродуктов, даже если пошлины в итоге вырастут, поскольку рассматриваем его как дополнительную возможность сбыта нефти, добыча которой неуклонно растет".

Но, по словам главы департамента тарифов Минэкономразвития Андрея Кушниренко, в консультациях с чиновниками нефтяники не высказывали принципиального несогласия с поправкой. "Вопрос только в верхней планке - должна ли она оставаться именно на уровне 120% ", - говорит Кушниренко. Один из авторов депутатской поправки, Алексей Мельников из "Яблока", не исключил, что Госдума может пойти навстречу правительству. "Нефтяникам важна предсказуемость, и она остается. А предельный размер ставок нужно обсудить с экспертами", - считает Мельников.

Наталья Неймышева

Руководство ОАО «Сибур» выступает за скорейшее принятие закона о попутном газе  »
Юридические статьи »
Читайте также