Зачем читать законы?

Человек, пришедший в пункт обмена валюты с газетой, где в тексте закона, вступившего в силу еще 18 июня, черным по белому напечатано, что от него не будут требовать паспорт, уйдет ни с чем - выше закона оказалась инструкция Центрального банка.

Еще в июне, накануне вступления в силу новой редакции закона "О валютном регулировании и валютном контроле", эксперты говорили о том, что его спешное принятие заставит банки играть по непонятным правилам, поскольку отсутствует часть необходимых подзаконных актов. Эксперты оказались правы. С проблемами пришлось столкнуться и тем гражданам, которые поверили своим глазам, прочитав в статье 11 нового закона, что установление требования об идентификации личности при купле-продаже валюты не допускается. Тем не менее ни один законопослушный пункт обмена валюты не желает и слышать о каких-либо операциях без предъявления паспорта. А все из-за того, что Центробанк получил возможность по собственному выбору руководствоваться противоположными нормами разных законов.

Новый закон призван отменить практически все препятствия для свободного хождения капитала сквозь российскую границу и в течение 2,5 года осуществить плавный переход к полной либерализации валютного регулирования. Но в целом положительный эффект закона серьезно ограничивается положениями подзаконных актов - инструкций Центрального банка.

Как оказалось, и "паспортный парадокс" объясняется предельно просто. Как рассказала директор Управления валютных и неторговых операций Северо-Западного банка Сбербанка РФ Наталья Филиппова, и в данном случае действует инструкция Центробанка, которая предписывает требовать от граждан предъявления личных документов. Причем также ссылается на закон России, но на другой - "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Статья 7 этого закона действительно требует от банков идентификации обслуживаемого лица. Разумеется, Центральный банк, оказавшись в ситуации, когда два закона содержат противоположные нормы, чувствует себя как рыба в воде. При этом финансисты изо всех сил делают вид, что незнакомы с принципом, который гласит, что в случае наличия двух нормативных актов, различным образом регулирующих один и тот же предмет, приоритет имеет более "свежий" закон. То есть в случае "паспортного парадокса" должен действовать (автоматически, даже без специальной отмены инструкции Центробанка) новый закон "О валютном регулировании".

Закон имеет более высокий статус, чем подзаконный акт, но на практике происходит наоборот. Почему - сказать трудно. Просьба прокомментировать ситуацию, направленная в адрес Главного управления ЦБ по Санкт-Петербургу, осталась без ответа.

Государственная дума приняла закон, отметя более 400 поправок, в течение 15 минут. Возможно, и стоило добавить одну строчку? О том, что с момента вступления в силу нового закона противоречащие ему положения законов и подзаконных актов аннулируются. Ведь не составляло труда предположить, что не все чиновники знакомы с римским правом...

Вряд ли такое можно считать удачным способом воспитания из обывателя гражданина, являющегося, между прочим, основой того самого гражданского общества, к которому мы так стремимся...

Перспектива усиления чиновничьего нормотворчества не вызывает энтузиазма и среди профессионалов. "Несмотря на заявленный ранее курс на либерализацию валютного законодательства, новый закон дает Банку России и правительству широкие возможности по регулированию валютных операций, - говорит начальник управления валютного контроля "МДМ-Банка" Наталья Дуканич. - Есть опасения усиления бюрократизации при проведении банками валютных операций в связи с изданием ЦБ новых нормативных актов".

Эти опасения можно понять. В 2007 году все ограничения (за исключением требования об обязательной репатриации валютной выручки) предполагается снять. Но вводятся новые инструменты воздействия на валютные операции: режим специального счета в уполномоченном банке и обязательное резервирование. Центробанк получает право при ввозе капиталов в Россию потребовать провести деньги через отдельный счет и депонировать до 20 процентов от суммы сделки.

При безусловно положительной идее либерализации валютного регулирования у банковского сообщества к новому закону множество претензий. В частности, Ассоциации российских банков (АРБ) кажется опасной полная отмена валютных ограничений с 2007 года.

Несмотря на обилие критики, в Российском союзе промышленников и предпринимателей считают новую редакцию закона настоящим прорывом. "Раньше был закон о валютном регулировании на двух страницах и более 500 подзаконных актов. При этом все ограничения валютного законодательства элементарно обходились. Если сравнивать с правилами дорожного движения, то раньше у нас были такие правила: на красный, желтый и даже зеленый свет - "стоять!", а с маячком и со спецномером - "можно!". У олигархов были индивидуальные разрешения, они открывали где угодно счета, проводили любые операции", - сказал заместитель председателя комитета по налоговой и бюджетной политике РСПП Станислав Воскресенский.

Развитие валютного законодательства, безусловно, идет в верном направлении. Обидно только, что сопровождается оно совершенно необязательными издержками.

Михаил Журавлев

Валютный контроль оброс новыми инструкциями Вместе с проблемами  »
Юридические статьи »
Читайте также