Решение «грязной» проблемы

Петербургским правительством принята Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами на 2005 — 2014 годы .

На сегодня, по действующим нормативам, на одного человека приходится 1,45 куб. м мусора в год, но реально средний петербуржец «производит» 1,62 куб. м. Ежегодно объем отходов в городе увеличивается на 6%. За прошлый год, по официальным данным, на городские свалки было вывезено 6,5 млн тонн мусора. На самом деле эта цифра значительно выше — ведь кроме 11 полигонов и 60 санкционированных свалок для размещения бытовых, промышленных и строительных отходов в Ленинградской области, куда вывозятся отходы из Петербурга, существует и около 70 несанкционированных свалок.

Зачастую мелкие предприятия работают без строгой отчетности по отходам, а период их деятельности бывает непродолжительным. Вместо того чтобы платить перевозчику за вывоз одного мусорного контейнера 9 тыс. рублей, руководство таких предприятий предпочитает вывалить его где-нибудь в лесу или попросту сжечь, получая при этом солидную экономию для себя и оставляя подпорченную экологию для окружающих. И нарушители не боятся быть пойманными за руку — ведь штраф за несанкционированное размещение отходов мизерный — всего-то 50 рублей.

Многие предприятия общепита вообще не имеют договоров на вывоз мусора. Объедки они оставляют в бачках. Таким образом в год избавляются более чем от 1,5 млн кубометров. Фактически коммерческие отходы вывозятся за счет наших коммунальных денег.

Сегодня состав городских твердых бытовых отбросов составляет: 32% пищевые отходы, 30% — бумага и картон, 16% — пластмассы, 8% — стекло, 6% — металлы. Около 64% всех отходов современные технологии позволяют использовать в качестве вторичного сырья, порой весьма ценного. Однако объем переработки составляет всего 27%, а основным методом уничтожения мусора является захоронение.

Два существующих в регионе предприятия — ЗАО «Опытный завод МПБО» и ГУП «МПБО-2» — с объемом работ явно не справляются и требуют модернизации. А полигоны для хранения отходов уже переполнены. Выступивший на заседании городского правительства научный руководитель ОАО «Механобр-техника» Леонид Вайсберг попросил губернатора предоставить предприятию возможность завершить начатую реконструкцию МПБО-2, поскольку на севере Петербурга сложилась тяжелейшая проблема с уничтожением бытового мусора. По его мнению, его утилизация необходима, даже если платой за это станет увеличение тарифов. Полигоны в Новоселках и Янине давно исчерпали себя и требуют закрытия и рекультивации. Их должны заменить новые, но ни город, ни область до сих пор не торопились строить другие полигоны, ведь стоимость организации только одного из них, по оценкам специалистов, составляет около двух млн долларов.

Идущие два года переговоры об устройстве новых цивилизованных мест складирования и обработки отходов между властями Петербурга и Ленинградской области привели в последнее время к конкретным результатам — приблизительно в 40 км от городской черты будет выделено три участка по 35 га для строительства новых полигонов.

Прийти к взаимопониманию было непросто. К 400 тыс. т бытовых отходов, накапливающихся за год в Ленобласти, Петербург прибавляет втрое большее количество — порядка 1,5 млн т. Область не хочет финансировать полигоны для городского мусора. Когда правительство Ленобласти выставило на конкурс три участка под строительство новых полигонов, тендеры не состоялись. Обвинения в неудаче были высказаны обоими субъектами Федерации. Областные власти посчитали, что конкурс провалился из-за того, что Петербург рассчитывал построить только полигоны, а область требовала создать и мусороперерабатывающие производства. А городской жилищный комитет прокомментировал это так: инвесторов отпугнуло то, что Ленобласть не решила земельный вопрос, поскольку участки для полигонов частично относятся к лесному фонду, а частично к муниципальным землям, а перевод данных земель в нужную категорию может надолго затянуться. Мешают взаимодействию города и области и масса разночтений в нормативной базе и действиях соответствующих служб по обращению с бытовыми отходами.

Еще одним больным вопросом, касающимся утилизации петербургских отходов, является сортировка мусора. Для горожан это вроде бы не внове. С шестидесятых годов на лестницах стояли бачки для пищевых отходов, которые вовремя опоражнивались дворниками. Сегодня в жилищном комитете отмечают, что эта система была «несовершенной» и поэтому в с конца восьмидесятых годов не применяется. Не совсем понятно, почему ее все же так и не смогли сделать совершенной. Ведь, например, в странах Западной Европы граждане уже давно выкидывают раздельно пластик, бумагу, стекло, пищевые отходы. Кроме того, в Европейском Союзе еще с 1994 года действует закон, согласно которому производитель или импортер, выпустивший на рынок упаковку, обязан позаботиться о том, чтобы изъять ее после использования и утилизировать. Нам пока далеко до международных стандартов ликвидации мусора. Что же касается его сортировки по отдельным категориям, то в Петербурге в 2002 — 2003 годах в одном из микрорайонов был проведен такой эксперимент, показавший, что лишь четвертая часть жителей аккуратно выбрасывали разные отходы в отведенную для этого тару.

Но эксперимент не удался не только из-за недисциплинированности горожан, а и вследствие неподготовленности к его проведению самих коммунальных служб. Баки заполнялись с различной скоростью, при этом коммунальщиками они не освобождались до тех пор, пока не заполнялся весь ряд. В результате в полупустые мусоросборники выбрасывалось что попало и одни отходы смешивались с другими. Не решен был и вопрос с мусоровозами. Ведь для сбора разных отходов нужны и различные машины, а затраты на укомплектование автопарка весьма весомы.

Однако смогли же успешно преодолеть эти трудности в Гатчине, на базе которой осуществляется совместный российско-датский проект обращения с отходами. Сейчас планка ставится выше — разработать устойчивую стратегию управления отходами на территории всей Ленинградской области. Кстати, в данном проекте впервые Петербург рассматривается не как пассивный производитель мусора для Ленобласти, а как полноправный участник и партнер в решении поставленных задач.

Раздельный сбор мусора крайне необходим для ускорения и облегчения его переработки, превращения отходов в доходы. Понятно, что тогда гораздо проще получать из металлолома металл, из резиновых отходов — карбон, из пищевых отбросов — компост. Кстати выработку последнего мы могли бы осуществлять по примеру Москвы, где для переработки пищевых отходов используют калифорнийских червей. Калифорнийский червь, поедая отбросы, выделяет ценное органическое удобрение — биогумус. Калифорнийское беспозвоночное — настоящая живая фабрика. Заокеанский суперчервь может уничтожать большинство органического мусора, который составляет около 80% твердых бытовых отходов. Поэтому уже на протяжении 15 лет с помощью «калифорнийцев» перерабатывают отходы в Германии, Дании, Италии, Франции и Венгрии.

С каждым годом становится все яснее, что Петербург тонет в мусоре и тянет за собой область, а попытки осуществить хоть какие-то преобразования тормозят сами участники мусорного рынка. Поэтому выход в свет Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами Петербурга можно расценивать как благо. Правда, в ее основу положены разработки еще трехлетней давности и оригинальных решений она не содержит, а некоторые проекты вызывают определенные сомнения. В целом же она предусматривает разработку схемы санитарной очистки города, автоматизированной системы учета отходов, изменение технологий сбора и вывоза мусора, оптимизацию бюджетных расходов за счет создания единой системы учета.

Из технологических мероприятий концепция предусматривает реконструкцию мусороперерабатывающего завода в Янине, строительство второй очереди МПБО-2 в Горелове, постройку заводов МПБО-3 в Новоселках и МПБО-4 в Шушарах, а также рекультивацию полигонов «Южный» и «Новоселки» и строительство нового полигона во Мге. Кроме того, планируется возведение завода для сжигания мусора на базе котельной в районе «Парнас». На все эти мероприятия потребуются немалые затраты. По подсчетам экономистов, они составят более 13,5 млрд рублей. Из них городской бюджет способен предоставить лишь 319,2 млн руб., тогда как строительство только одного полигона во Мге обойдется в 600 млн рублей. Вся надежда у городских властей на инвесторов, с которыми сейчас ведутся интенсивные переговоры.

Банк Москвы уже изъявил готовность инвестировать средства в строительство мусоросжигающего завода в промзоне «Парнас». К концу 2005 года должно быть завершено проведение технического и экономического основания его строительства. Завод должен вступить в строй в 2009 году. Но будет ли возведение такого предприятия благом для горожан? Когда концепция обсуждалась на депутатских слушаниях, председатель комиссии Законодательного собрания по санитарно-эпидемиологическому благополучию и экологической защите населения Олег Сергеев от имени ученых-экологов города выступил с предложением категорически отказаться от строительства мусоросжигающего завода. Поскольку даже при 99-процентной фильтрации газообразных продуктов сжигания в воздух все равно будет попадать часть выбросов, которая при длительной работе приведет к накоплению канцерогенов. Кроме того, при сжигании различных видов мусора образуются вещества, которые, вступая друг с другом в реакцию, могут образовать опасные химические соединения. Не очень-то это вяжется с высказыванием председателя жилищного комитета Юниса Лукманова о том, что все развитие отрасли будет рассматриваться в контексте экологического улучшения городской среды. В Европе уже давно отказались от технологии сжигания мусора, потому что при этом еще и выбрасываются парниковые газы. И сейчас, когда Россия подписала Киотский протокол , строительство мусоросжигающих предприятий вряд ли будет приветствоваться. К тому же большой и дорогой завод (его строительство может обойтись в 140 — 150 млн евро) будет сжигать мусор за 100 евро за кубометр. Для сравнения: сейчас на мусоропереработку кубометра тратится 2 евро. Отсюда значительное увеличение бюджетных потоков города на утилизацию. А главное, по мнению специалистов, объемы сжигания мусора на таком заводе будут слишком велики для Петербурга, и, чтобы не допустить его убыточности, руководство города вынуждено будет санкционировать ввоз мусора из-за рубежа. В результате Петербург может стать мусорнойстолицей Европы. На строительство мусоросжигающего завода в Петербурге стоимостью 200 млн евро претендует австрийская компания EVN, и здесь возникает закономерный вопрос: уж не из-за того ли, что некоторые технологии мусоросжигания стали недопустимыми по новому законодательству Европейского Союза и их хотят импортировать нам? Ведь для наших западноевропейских соседей выгода получается двойной: они будут не только избавляться от собственных отходов, но еще и зарабатывать на этом.

Организация новых полигонов в 20 — 50 км от города тоже вызывает массу споров. Она воспринимается в штыки местными жителями, в поселках Мга и Коммунар уже неоднократно протестовали против таких нововведений. С другой стороны, строительство того же полигона во Мге весьма проблематично не только из-за его стоимости, но и вследствие того, что на этом участке расположены леса первой категории, находящиеся в ведении федеральных органов. Так что создание полигона может быть просто отложено на неопределенное время.

В общем, обилие планов городского правительства отнюдь не означает их идеальность или скорое реальное воплощение. То, что концепция сыровата, хорошо понимают и в административных кругах. Как отметил председатель жилищного комитета Ю. Лукманов, она будет еще дорабатываться и изменяться. Но есть в ней и ряд положительных моментов, которые нельзя не отметить. В первую очередь этот документ предусматривает наведение элементарного порядка. Будет составлена база данных по всем арендаторам. Предусмотрен строгий учет, куда и сколько вывезено твердых бытовых отходов, санитарная очистка города. Находятся и исполнители. Мусорной проблемой готова заняться Петербургская топливная компания, которая заявила о своем намерении стать генподрядчиком по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов. Как подчеркнул председатель совета директоров ЗАО «ПТК» Юрий Антонов, компания обладает для этого требуемым потенциалом и необходимыми ресурсами.

А для того чтобы практику мусоросбора подкрепить теорией, в Петербурге, возможно, в ближайшее время откроют филиал крупнейшего в Европе английского научного института Hyder Consulting, специализирующегося на изучении мусорных проблем как неотъемлемой части жизнедеятельности общества. Городское руководство надеется, что это поможет придать нашей системе обращения с бытовыми отходами более цивилизованный характер, отвечающий международным стандартам. Ведь главная проблема Петербурга все-таки не в количестве мусора, а в разумной системе его утилизации.

Марина Сумина

Экозаслон: За оборот, но лишь легальный  »
Юридические статьи »
Читайте также