Смольный нарушает законы

Экспертный анализ, проведенный Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, показал, что повышение ставок на содержание и текущий ремонт жилых домов в объеме, предлагаемом правительством города, не соответствует федеральному законодательству. В случае, если ЗакС одобрит проекты законов Санкт-Петербурга, внесенные губернатором, стоимость жилищно-коммунальных услуг для петербуржцев окажется выше установленного федерального стандарта.

В соответствии с законом "Об основах федеральной жилищной политики" на текущий год для Санкт-Петербурга установлен федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м жилой площади в размере 24 рубля 30 копеек. Постановлением правительства Петербурга от 30 марта текущего года региональный стандарт составил 33 рубля 40 копеек. Разницу в тарифах власть намерена возложить на население, хотя Госстрой отмечает, что если региональный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг превышает федеральный, то покрытие дефицита расходов предприятий ЖКХ должно производиться из средств местных бюджетов.

Председатель КСП Санкт-Петербурга Дмитрий Буренин убежден, что городское правительство нарушило федеральный закон, установив региональный стандарт выше допустимой нормы на 9 руб. 10 коп.

При этом, как считает глава КСП, власти не произвели должным образом расчета себестоимости услуг. Аудиторская фирма "Консалт", к услугам которой прибегнул Жилищный комитет (причем в нарушение методики, которая требует выбора аудита на конкурсной основе), провела экспертизу некачественно, допустив в ряде расчетов элементарные арифметические ошибки.

- Вместо того, - говорит господин Буренин, - чтобы достоверно установить себестоимость услуг, ряд чиновников Смольного предпринял неоправданные попытки лоббирования законов в ЗакСе. Депутатам предложено принять законы, а взамен обещано согласовывать с ними некую адресную программу, на которую пойдут средства от повышения тарифов на услуги ЖКХ. Получается, что люди будут оплачивать повышенные тарифы, а их деньги на обслуживание дома, где они живут, расходоваться не будут. Это является грубым и прямым нарушением законодательства. Хотел бы обратить внимание депутатов, что, согласовывая незаконную адресную программу, они берут на себя ответственность, в том числе и за нецелевое использование средств, которые будут собирать с жителей города.

Могу предположить, что повышение тарифов может быть отменено в судебном порядке, как были отменены платежи за капремонт домов, введенные правительством Яковлева. Эти платежи были учтены в доходной части бюджета, но при этом в бюджете не предусматривались расходы на капремонт.

Сейчас новое правительство исключило платежи населения за жилищно-коммунальные услуги из доходной части бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год. И это является нарушением федерального законодательства, и в частности Бюджетного кодекса РФ. Поскольку эти услуги оказывают государственные учреждения - районные жилищные агентства (РЖА), - все доходы, получаемые госучреждениями, обязательно должны быть отражены в бюджете субъекта. Власть об этом знает, но идет на прямое нарушение закона, потому что за это не предусмотрено никакой ответственности.

Если деньги включены в бюджет, их необходимо расходовать на основе конкурсной и тендерной процедуры. Как только деньги выводятся из бюджета, они могут быть потрачены без конкурсов, и никто не сможет проверить, каким образом они расходуются. Таким образом, руководителям РЖА дается право бесконтрольно и безнадзорно тратить эти деньги. Есть установленные факты, когда деньги, поступившие от населения, уходили на ремонт офисов. И власть знает про эти факты, но по понятным только ей причинам идет на нарушения. Мои оппоненты говорят, что включение денег в бюджет помешает проводить рыночные реформы. Это не так. Считаю, что в перспективе жилищно-коммунальные услуги должны быть выведены из бюджетной сферы, но при этом государство должно принимать активное участие не только в повышении тарифов, но и в реальном реформировании ЖКХ. Для того чтобы привлечь коммерческие структуры к оказанию услуг жилищно-коммунальным структурам, необходимо открыть на каждый дом субсчет и организовать конкурсы по обслуживанию этих домов. Этим в настоящее время может и должен заниматься, с моей точки зрения, Жилищный комитет администрации. Как показывает опыт Москвы, в столице жилищно-коммунальные услуги оказывают порядка 200 коммерческих организаций. Для Москвы федеральный стандарт установлен в размере 23 рублей. Средний москвич платит за 1 кв. м социальной нормы жилья около 16 рублей. Остальные расходы берет на себя бюджет. Я не думаю, что жители Петербурга богаче, чем москвичи.

Отмечу следующее. КСП установила, что платежи за коммунальные услуги (вода, тепло) превышают федеральный стандарт, а жилищные услуги в Петербурге - одни из самых низких в стране. На них три года цены не повышались. Понятно, что стоимость услуг должна вырасти, в ней, по крайней мере, должна быть учтена инфляционная составляющая. Мы настаиваем, чтобы были утверждены нормы и правила технического обслуживания для Петербурга, которые соответствовали бы нормам и правилам, утвержденным Госстроем. Население должно знать, сколько стоит обслуживание 1 кв. м лестничных клеток, лифта, придомовой территории и т. п. Чиновники по каким-то соображениям делать этого не хотят.

В то же время мы изучили работу нескольких ТСЖ. Выяснилось, что средние расходы на 1 кв. м в товариществах собственников жилья составляют порядка 19 рублей. Достигается это за счет установки в домах ТСЖ счетчиков воды и тепла. И чиновникам Смольного стоило бы задуматься о резервах снижения стоимости прежде всего коммунальных услуг. Реформа должна вестись именно в этом направлении.

В городе давно пора реализовать программу установки счетчиков, о которой говорится на протяжении многих лет. Тогда станет ясно, что население употребляет меньше воды и тепла, чем ему предъявляется по счетам. Разумеется, монополистам счетчики не выгодны. Но функция исполнительной власти в том и состоит, чтобы решать городские проблемы. Можно, конечно, самоустраниться, но тогда встает вопрос - а на кого работает такая власть?

Нелли Богорад

Законодательное собрание Санкт-Петербурга не имеет права определять категории льготников на дополнительное жилье, - считает О.Виролайнен.  »
Юридические статьи »
Читайте также