Сколько полномочий - центру?

Реформа вертикали власти, задуманная Кремлем, выходит на финишную прямую: законопроект о принципах организации государственной власти в субъектах Федерации должен быть внесен в Госдуму до конца текущего года.

Он даже не будет рассматриваться на Госсовете: на состоявшемся в четверг президиуме Госсовета, посвященном перспективам развития федеративных отношений, президент поручил устранить все противоречия рабочей группе совместно с комиссией Козака. И даже вызвался в особо сложных случаях взять на себя роль арбитра: сроки поджимают.

Между тем у губернаторов сотни нареканий к предложенному законопроекту. Грядущий раздел полномочий относится к разряду тех предложений, от которых невозможно отказаться, однако главы регионов все еще пытаются смягчить грядущий удар по остаткам суверенитета, хотя бы в частностях. Например, в правительстве Ленинградской области настаивают, что если центр оставляет за собой право устанавливать порядок осуществления региональными властями полномочий, отнесенных Конституцией к совместному ведению регионов и Федерации, то уж никак не нормативными правовыми актами министерств и ведомств. На худой конец, пусть это право останется за федеральным законодателем, президентом и правительством.

Одним из наиболее последовательных и радикальных критиков грядущей реформы оказался президент Чувашии Николай Федоров: по его мнению, конституционный вопрос, вопрос государственного устройства в принципе не может решаться в рамках частного закона, касающегося организации законодательной и исполнительной ветвей власти. Кроме того, в компетенции федерального центра оказывается слишком много полномочий: федеральные органы власти должны решать самые важные задачи, которые только они и могут решить: защита границ, государственная и общественная безопасность, оборона. Центр и с этими-то полномочиями очень плохо справляется, однако решительно намерен контролировать все и вся — вплоть до вопросов выделения служебного жилья в регионах.

Не только Чувашия, но и Дагестан, Орловская, Тверская, Кировская, Московская, Свердловская и Костромская области возражают против положений, оставляющих за федеральным центром право в определенных случаях брать на себя полномочия региональной власти. Как минимум должна быть установлена четкая судебная процедура, препятствующая необоснованному вмешательству федеральных властей в дела регионов, а также механизм этого вмешательства. То есть решать, справляется ли губернатор с обязанностями, должен суд. Более 25 субъектов в принципе не возражают против института "внешнего управления", однако предлагают ввести аналогичный механизм в отношении местного самоуправления. Вообще, по мнению губернатора Новосибирской области Виктора Толокнянского, стремление к централизации власти следует расценивать не столько как злой умысел Кремля — это общий стереотип поведения:

— Мы в регионах делаем то же самое по отношению к местному самоуправлению, — отмечает он. — Но сам по себе факт обсуждения этого закона я расцениваю как очень позитивный, поскольку реального разграничения полномочий на различных уровнях власти у нас нет.

Между тем ни у губернаторов, ни у муниципалов нет никакой уверенности в том, что они получат властный мандат, подкрепленный реальным финансированием. Во-первых, потому, что им досталась в основном "социалка", на которую денег у государства не хватает в принципе. Полномочия разделили, а вот исходного варианта распределения доходных источников и доходных обязательств не существует. Поэтому Ростовская, Воронежская, Калужская и Рязанская области предлагают рассматривать законопроект о разграничении полномочий одновременно с соответствующими изменениями в налоговый и бюджетный кодексы. А председатель правления Конгресса муниципальных образований Валерий Кирпичников предупреждает, что если другие законы (например, об энергетике) будут приниматься без учета обязательств, возлагаемых на местные власти, то в некоторых городах придется блокировать систему центрального отопления и топить буржуйками. Вряд ли получится что-то путное, отмечает он, если энергоисточники войдут в состав энергокомпаний, тарифную политику центр оставит за собой, выделенными на жилищно-коммунальное хозяйство деньгами будут распоряжаться региональные власти, а за тепло в конечном итоге придется отвечать муниципалитетам.

Анастасия Корня

Контрольная группа Законодательного собрания Петербурга намерена подготовить заключение по выражению недоверия председателю комитета по строительству.  »
Юридические статьи »
Читайте также