Вадим Тюльпанов: Этот год был самым успешным в нашей парламентской практике

Завершилась очередная сессия городского парламента, и депутаты разошлись на плановые каникулы, откуда они вернутся в родные пенаты к началу сентября. Результативность мариинских заседаний была удивительно высокой, как необыкновенно дружественными и доброжелательными оказались взаимоотношения законотворцев и чиновников. Впереди - осенний марафон по принятию новых и важных документов, по упрочению стержневых позиций Северной Пальмиры. Об этом мы беседуем с председателем Законодательного cобрания Санкт-Петербурга ЗС Вадимом Тюльпановым.

- Вадим Альбертович, как оцениваете вы итоги последнего, 2003/04-го парламентского года в сравнении с 2002/03-м? И если сопоставить нынешний депутатский созыв с предыдущими - первым и вторым, - то какие плюсы и минусы выделили бы вы в деятельности народных избранников?

- Скажу честно: Собрание находится как бы на переломе. Осенью в Смольном появился новый губернатор, и нам пришлось не раскачиваясь - прямо на марше выстраивать четкий курс на совместную плодотворную работу с администрацией. Теперь же, в декабре, предстоит встретить десятилетие городского парламента.

Нам есть с чем сопоставить сегодняшнюю ситуацию. Из десяти лет "парламентского служения" восемь с половиной были, к несчастью, потрачены на лихие и бесплодные стычки с правительством. Мотивировалось это в разные времена по-разному, но всегда приносило одинаковый вред и депутатам, и управленцам, и рядовым петербуржцам. Зато тешило чьи-то непомерные амбиции, позволяя щеголять звонкими фразами о защите свободы и представительном образе правления.

Сейчас, слава богу, "дуэли" прекратились. Налажены здоровые, ровные контакты с губернатором и всем смольнинским руководством. Недавно в Ротонде Мариинского дворца, где когда-то собирался Государственный совет Российской империи, мы вместе с Валентиной Матвиенко подписали совместный план законопроектной работы на 2004 - 2005 годы, включающий 47 пунктов. Готовится еще более масштабный документ, рассчитанный до 2007 года.

Резко увеличилась отдача от парламентской детельности. С сентября по июль принято свыше 170 законов и 150 постановлений, а также около 80 различных решений ЗС - против, например, 106 законов в прошлом году. Незначительным стало количество губернаторских вето, тогда как раньше их налагали чуть не на половину всей мариинской "продукции", превратив сие занятие в любимую спортивную игру. А ныне чиновники участвуют в разработке актов на самых ранних этапах, когда можно все подправить и улучшить без ущерба для дела. Я, признаться, не припомню более успешного, более результативного этапа в нашей работе...

- То есть недостатки преодолены целиком и полностью? Все идеально?

- Ну нет конечно. До сих пор не удалось избрать второго вице-спикера ЗС. Нет еще уполномоченного по правам человека: депутаты, увы, не отыскали подходящую личность для исполнения столь значимых функций в культурной столице России. Долговато раздумывали о формировании "своей" части горизбиркома, справившись с задачей буквально под занавес. Далеко не все довольны порядком присвоения статусного звания "Почетный гражданин Петербурга". Словом, есть объекты внимания и беспокойства, но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

- Серьезное усиление президентской команды естественно ведет к "накачке мускулов" у исполнительной власти на всех этажах управления. Процесс прогрессивен и необратим, однако не следует ли из этого, что удельный вес депутатских корпусов - от Госдумы до региональных "ландтагов" - устремится вскоре к ничтожно малой величине?

- Я остерегся бы поспешных выводов. Ведь одно дело - Государственная дума или, допустим, законодательные звенья на периферии, а другое - город федерального значения Санкт-Петербург. В Думе преобладают партийные легаты "Единой России", что, кстати, совсем неплохо для стабильного и четкого руководства огромной державой. Есть и региональные парламенты, где критическая масса "единников" достигает 85 - 90 процентов от общей численности депутатского корпуса. Не нам комментировать сей расклад: везде своя специфика, и на местах виднее.

В петербургском Собрании нет ничего подобного: ни одна партячейка не командует парадом в стенах нашего дворца. У единороссов - 12 человек (24 процента от списка); чуть меньше у "Партии жизни" - 8 членов (16 процентов). В рядах демократов (СПС + "Яблоко") - 7 парламентариев (14 процентов); ЛДПР обладает шестью электронными ключами (12 процентов). По пять сторонников (по 10 процентов) имеют "народные патриоты" и группа "Мариинская". Ну и четверо депутатов (включая спикера, обязанного пребывать вне фракций) не присоединились ни к каким союзам и содружествам. Добавьте к этому известный "некомплект личного состава" (двое наших коллег ушли в Думу, один стал вице-губернатором, а довыборы еще не назначены) - и картина ясна как на ладони.

Не погрешу и не преувеличу: Законодательное собрание - демократический, динамичный, современный институт, на который не "давят" ни губернатор, ни полпред, ни прокуратура, ни Уставный суд, ни потусторонние силы. Орган, где царит баланс социальных и партийно-политических интересов. Депутаты соблюдают как законы, так и свой регламент. И на берегах Невы существует строгое конституционное разделение властей.

- Да, но впереди - корректировка избирательного законодательства Петербурга, глубокие изменения структурного облика ЗС. Как отразятся они на связках депутат - избиратель, Собрание - электорат? Смогут ли заступники народные, если их будут так или иначе выдвигать по партийным спискам, поддерживать прочный и постоянный контакт с населением, привыкшим к относительно простой мажоритарной схеме?

- По-моему, порядок выборов в ЗС оптимален со всех точек зрения. 50 парламентариев, проводящих в жизнь волю пяти миллионов петербуржцев, добросовестно исполняют свой долг. Наша структурная модель гораздо удобнее московской, поскольку в столичной Городской думе трудятся всего 35 законотворцев, выражающих чаяния десяти миллионов москвичей. Вот и прикиньте величину и населенность избирательных округов там и тут, а заодно нагрузку, падающую на плечи каждого депутата. У кого лучше?

Конечно, все течет, все изменяется. Становление гражданского общества неотделимо от развития крепкой многопартийной системы, влияющей в свою очередь на "очертания" центрального и местных парламентов. По недавно введенному правилу региональные "ландтаги" должны комплектоваться на смешанной, списочно-мажоритарной основе, как происходит в Госдуме. С другой стороны, есть новый законопроект о выборах общероссийской нижней палаты только по партспискам, без всяких одномандатных добавок, причем данный сюжет широко обсуждается и среди политиков, и в средствах массовой информации.

Нам остается пристально следить за переменами в Госдуме, сообразовывая их с особенностями Северной Пальмиры и подтягивая свои юридические нормы к федеральным образцам. В любом случае петербургские депутаты сохранят связи с избирателями, со всеми слоями населения.

- Понадеемся на это. Однако политика не может вариться лишь в собственном соку. Добрые взаимоотношения смольнинцев и мариинцев позволяют выработать взвешенный стратегический и мини-геополитический взгляд на положение Петербурга в пределах Северо-Западного региона. Как относитесь вы к старой и вечно юной идее "бракосочетания" города на Неве с Ленинградской областью? Что даст такой шаг близким соседям?

- Для начала неплохо бы спросить народ в обоих субъектах Федерации - и 78-м, и 47-м. Пройди сегодня-завтра референдум - и петербуржцы, пожалуй, поддержали бы объединительный порыв, а жители области, вероятнее всего, высказались бы против: велика инерция "независимого мышления". Поэтому - если уж действительно проводить грамотную и стратегически выверенную политику - не надо торопиться и бежать впереди паровоза. Целесообразно все обдумать, все подсчитать и все подытожить. Семь раз отмерь - один отрежь!

Учтем: оба края - экономические доноры, а в истории России последнего десятилетия, как правило, говорят об объединении только "антиподов" - доноров и реципиентов. То есть тех, кто платит в федеральную казну, и тех, кто получает из нее всевозможные пособия для мало-мальски сносного существования. Вспомним хотя бы, как и почему сливались Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ.

По большому счету я еще не решил для себя, надо ли нам объединяться вообще. Как мы будем составлять единый бюджет, планировать хозяйство, распределять небедное имущество? В то же время Петербург стянут жесткими административными границами, что вызывает уплотнительную жилищную застройку и в центре, и окраинах. Областные территории разрядили бы обстановку, дав возможность строить больше и комфортнее.

Вопрос не из легких. И летом, в момент отпусков, его явно не закрыть. Отложим до осени - займемся им наряду с прочими многочисленными проблемами, которые терпеливо ждут своего часа.

Беседовали Милослав Федоров, Яков Евглевский

Депутаты ушли на покой  »
Юридические статьи »
Читайте также