Восьмое чудо сметы Чем Петербург покроет потери своего бюджета?

Стали известны основные параметры городского бюджета на следующий год. Доходы города составят 101,071 миллиарда рублей, расходы - 105,019 миллиарда. Дефицит бюджета, таким образом, будет 3,9%. Доля сравнения: бюджет этого года, с учетом весенней корректировки - составляет 87,179 млрд рублей доходов и 91,604 млрд расходов.

По словам председателя бюджетно-финансвого комитета ЗакСа Владимира Барканова, если бюджет этого года "носил социальный характер, то бюджет-2005 будет бюджетом капитальных вложений". В нем почти вдвое увеличены затраты по адресной программе капитальных вложений и на 70% увеличен Фонд развития инфраструктуры.

В этом году федеральные законодатели лишили бюджет Петербурга от 8 до 9 миллиардов рублей: отмена налога на рекламу и перераспределение в пользу федерального бюджета налогов на прибыль и за пользование водными объектами стоили городу 3,3 миллиарда рублей, монетизация льгот - еще 5 - 6 миллиардов. Восполнять эти убытки петербургские законодатели собираются увеличением налогов на игорный бизнес, на транспорт и на вмененный доход.

О некоторых особенностях бюджета-2005 Владимир Барканов рассказал в интервью "Городу".

- Переезд крупных компаний в Петербург, о котором сейчас так много говорят, даст городу дополнительные доходы?

- Да, но я не готов об этом говорить в деталях. Перевод налогоплательщиков из Москвы в Петербург - это уникальная и сложная операция, и дай бог ей состояться. Основную часть бюджета Москвы формируют всего семнадцать крупных компаний. Но чтобы правильно понимать возможности таких компаний, надо сказать, что "Балтика" и "Ленэнерго" - это два наших основных налогоплательщика - не вошли бы даже в двадцатку тех, кто дает основные доходы московского бюджета.

- Достаточно ли будет просто перерегистрировать здесь предприятия, чтобы они начали платить налоги в наш бюджет?

- Я и говорю, что это очень сложный процесс, так как не факт, что им можно будет просто перерегистрироваться.

- Вы говорили, что в бюджете заложены затраты на переезд в Петербург ряда федеральных структур.

- Да, этот вопрос решен.

- Что это за суммы и на что они будут потрачены?

- Понятно, что в городском бюджете расходы на выполнение федеральных функций не предусмотрены. Город должен получить дополнительные средства из федерального бюджета. Но объем трансфертов - разговор преждевременный, еще не все затраты просчитаны.

- Со следующего года будет отменен налог на рекламу, который был одним из важных источников средств муниципальных бюджетов. Вы планируете как-то компенсировать им его потерю?

- Нет, у нас потери бюджета около 8 миллиардов рублей - какие тут компенсации муниципальным образованиям?

- Недавно вы заявили, что вице-губернаторы Александр Вахмистров и Юрий Молчанов плохо работают. В чем это выражается?

- Сегодня 90% поступлений в бюджет - это налоги, а не заработанные городом деньги. При существующем сейчас высоком спросе на рынке аренды недвижимости КУГИ практически не приносит городу доходов, и вместо них мы имеем какие-то невнятные объяснения, что нельзя повышать арендную плату. А что касается Вахмистрова - это проблема уплотнительной застройки.

- Что плохого в уплотнительной застройке с точки зрения бюджета?

- Если власть игнорирует мнение людей, в частности, не учитывает их насущные интересы, люди перестают сотрудничать с властью. И ущерб от такой конфронтации вполне реален - его можно выразить даже в цифрах.

- Почему изменился порядок рассмотрения поправок по Адресной программе капвложений?

- Мы провели двадцать совещаний по параметрам бюджета и контрольным цифрам АПКВ, нам понятно ее содержание, и никаких депутатских слушаний больше не требуется.

- Раньше на таких слушаниях депутаты могли вносить в программу свои поправки...

- Форма рассмотрения бюджета изменилась, вообще все изменилось. Той схемы, которая существовала раньше, - Яковлев - Кротов - Никешин - больше нет. Ушла подчеркнутая кулуарность в решении этих вопросов. Меня еженедельно приглашают на разговор в правительство, поэтому есть возможность обсуждать бюджетный процесс во всех деталях и нюансах.

- Таким образом, получается, что возможности простых депутатов влиять на бюджет уменьшились?

- Наоборот. Мне кажется, что я отражаю мнение большинства депутатов и отстаиваю их интересы. Когда раньше депутат приходил на слушания по АПКВ и что-то заявлял, что ему это давало? А сейчас я прихожу и задаю губернатору прямой вопрос, рассчитывая получить столь же прямой ответ.

- Вы заявили, что на этот раз с коллективной поправкой покончено. Но то же самое говорили и год, и два назад. Что изменилось по сравнению с бюджетом прошлого года?

- Изменения существенны. Теперь депутаты не будут писать свои поправки, все пожелания они обсуждают во фракциях, и лидеры фракций их озвучивают, чтобы было видно, насколько эти требования обоснованы. Мы приняли такую форму работы еще во время подготовки поправок в бюджет этого года. Скажем, фракция "Мариинская" предлагает больше средств выделять на благоустройство внутридворовых территорий, а Народно-патриотическая фракция, например, говорит - у нас проблема с медицинским обслуживанием и расселением ветхого жилья.

- Они предлагают, а администрация сама решает - дать денег или не дать?

- Да.

- То есть вы опровергаете утверждения некоторых ваших коллег, что им предложили подать свои заявки на 30 миллионов рублей.

- Разница в том, что это не заявки, а предложения. Заявки принимаются к исполнению, а предложения рассматриваются.

Кстати

Коллективная поправка - вещь загадочно неистребимая. Уже которой год подряд во время принятия бюджета Смольный объявляет, что на этот раз с ней точно будет покончено. Однако на следующий год история повторяется. Вот и в этот раз глава бюджетно-финансового комитета ЗакСа Владимир Барканов заявляет, что коллективной поправки больше нет. А источники "Города" уверяют, что она все-таки есть.

По словам депутатов, Смольный, как и раньше, предложил направить заявки на распределение полагающейся им в рамках "коллективной поправки" доли бюджета - в этом году она, говорят, составляет 30 миллионов рублей на депутата. Теоретически депутаты имеют право направить эти деньги на любую расходную статью бюджета, однако в комитете финансов могут с ними не согласиться. Самый болезненный вопрос - помощь общественным организациям. Как правило, комитет разрешает финансировать только ветеранские организации и общества инвалидов. Но если депутат, по мнению Смольного, "плохой", ему будет трудно пробить даже эти статьи.

Впрочем, как правило, коллективная поправка тратится на школы и поликлиники, социальную помощь и благоустройство. При этом возможности изъять часть бюджетных денег в личное пользование, уверяют, все равно остаются - например, можно направить средства доверенным муниципалам на благоустройство. Депутаты обижаются на обвинения в том, что коллективная поправка для них - средство наживы. И в самом деле - из средства обогащения, которым резервные депутатские фонды были первые несколько лет своего существования, коллективная поправка давно превратилась в способ установления хороших отношений с "электоральнозначимыми" организациями в округе.

Впрочем, с каждым годом Смольный в борьбе с депутатами идет все дальше - теперь их полностью отстранили от участия в адресных программах, в том числе самой главной из них - адресной программы капитальных вложений.

Антон Мухин

Регионы претендуют на часть прибыли Ленобласть хочет потеснить Москву  »
Юридические статьи »
Читайте также