Неидеальный кодекс пытаются "оживить" Сразу после майских праздников Госдума вернется к рассмотрению Трудового кодекса

Один из самых многострадальных документов, рожденных в Охотном Ряду, предложено улучшить 33 законопроектами и 800 предложениями. О чем говорит такое количество поправок?

Что компромиссный вариант, которым так гордилось правительство, оказался нежизнеспособным?

Требования пересмотреть закон, напрямую касающийся каждого взрослого гражданина страны, прозвучали всего через десять месяцев после его принятия 1 февраля 2002 года. При комитете по труду и социальной политике ГД по уже отработанной технологии создали рабочую группу. Опять из парламентариев, представителей правительства, профсоюзов и работодателей. Опять для выработки компромиссного варианта. Массив поправок их не пугает. После 3000 предложений, которые были в 2001-м, 830 инициатив — семечки. И все-таки эта цифра впечатляет.

Глава комитета по труду и социальной политике ГД Андрей Селиванов, возглавивший рабочую группу, так объясняет сложившуюся ситуацию:

— Результат того, что кодекс принимался в непростой обстановке. Он стал предметом острой политической борьбы, порою использовался противниками как инструмент взаимного давления. Тем не менее считаю, что ТК прогрессивен, он отражает новые экономические условия, сложившиеся в стране. Но, бесспорно, в кодексе есть шероховатости, и он все же требует доработки. Некоторые положения допускают неоднозначное толкование, есть статьи, недостаточно согласованные друг с другом. И, что самое важное, в некоторых частях текста ТК налицо явные пробелы. Мы должны устранить противоречия и неточности, исключить возможность неоднозначных толкований.

Один из главных разработчиков ТК от лица правительства, заместитель министра труда и социального развития Владимир Варов выразил категорическое несогласие с выводами о нежизнеспособности кодекса из-за большого количества поправок. В интервью нашей газете он сказал:

— Идеальных законов не бывает по определению. Тем более если речь идет о таком огромном, охватывающем тысячи правовых институтов, как Трудовой кодекс. И все-таки, это я вам как главный государственный инспектор труда говорю, новый кодекс работает достаточно эффективно. Абсолютное количество нарушений сократилось, в десятки раз уменьшилось число трудовых споров и забастовок.

Выплывшие поправки Варов объясняет тем, что "время движется вперед, какие-то противоречия, по которым раньше приходилось идти на компромиссы, сглаживаются, следовательно, появляется возможность переписать, уточнить компромиссные формулировки".

К примеру, 90% поправок правительства связаны как раз с движением времени вперед, с принятыми Россией в последнее время международными и другими нормативными документами, касающимися охраны труда. И Варов, и Селиванов сходятся во мнении, что 70% из 800 предложений — редакционно-технического характера, либо дополнения, либо новые формулировки отдельных статей. В большинстве своем это повторение пройденного, поправки, отклоненные депутатами при обсуждении кодекса в 2001-м. Рабочая группа уже нашла понимание по 100 поправкам, еще 30 — в стадии согласования. Именно их рабочая группа и представит вниманию депутатов в первом чтении — оно состоится в июне. Но, без сомнений, особо настойчивые депутаты обязательно внесут отвергнутые рабочей группой поправки на второе чтение. Как раз они-то и могут кардинально изменить новехонький ТК. Предполагается, что второй и решительный бой за ТК произойдет осенью. Но Варов, как и большинство членов рабочей группы, спокоен. Они склонны думать, что будет принят "разумный документ", а предложения по восстановлению ущемленных прав малочисленных профсоюзов вряд ли пройдут. Как и не удастся под предвыборный шумок протащить "популистские идеи, обещающие безмерно улучшить жизнь народа".

Но все же есть надежда, что ТК обогатится несколькими принципиальными и в то же время разумными поправками. К таковым Андрей Селиванов относит в первую очередь необходимость зафиксировать в кодексе почасовую оплату труда:

— Это особенно актуально в связи с тем, что правительство под напором профсоюзов отложило на неопределенное время реформу оплаты труда бюджетников. Увы, Белый дом не смог провести правильную разъяснительную кампанию и убедить учителей, врачей и библиотекарей в том, что реформа будет им во благо. Но повышать минимальный размер оплаты труда необходимо, и почасовая оплата — хороший выход из сложившейся тупиковой ситуации.

Андрей Владимирович уверен также, что нужно обязательно поддержать предложение разрешить индивидуальным предпринимателям заводить на своих сотрудников трудовые книжки. Сейчас россияне, решившиеся завести служебный роман с "индивидуальным предпринимателем", — вне закона, вне Конституции. А все потому, что Федеральная инспекция труда считает индпредпринимателей ненадежными для того, чтобы им доверять такое важное дело, как трудовые книжки. Мол, злоупотреблений будет много. Селиванов категорически не согласен с такой позицией:

— На то и федеральная инспекция, чтобы пресекать злоупотребления. Но нарушать Конституцию из-за того, что у чиновников Минтруда есть опасения, нельзя. К тому же мы тем самым априори делаем индивидуального предпринимателя преступником, что тоже недопустимо.

Очень важный, очень непростой вопрос, ответ на который мучительно ищет рабочая группа: как платить законопослушному работнику, если он, строго следуя нормам ТК, отказывается выходить на работу до тех пор, пока задолжавший работодатель не заплатит ему сполна? Революционное "не ходить на работу, пока не платят" приняли, а про то, как строптивцу платить во время "бунта", прописать забыли.

— Профсоюзы требуют оплачивать, как при простое по вине работодателя, и право работника не выходить на работу. Работодатели, понятное дело, возражают против какой-либо оплаты и требуют присутствия работника на рабочем месте. Мы подготовили компромиссные предложения, но ни профсоюзы, ни работодатели идти на компромисс пока не хотят, — поясняет глава комитета по труду и социальной политики Госдумы.

Координационный совет объединений работодателей России, который также участвует в подготовке новой редакции ТК, почему-то отказывается от каких-либо комментариев. Но, как стало известно нашей газете, работодатели предложат парламентариям рассмотреть поправки, призванные ослабить административно-правовой прессинг на работодателей. Работодатели очень хотят закрепить норму, согласно которой в спорных ситуациях окончательной инстанцией разбирательства будет суд.

Непосредственные разработчики Трудового кодекса категорически не желают признавать, что первый, очень компромиссный, блин вышел комом. Так ли это, станет понятно осенью.

Елена Костюк

Правительство в мае внесет в Госдуму поправки в Трудовой кодекс  »
Юридические статьи »
Читайте также