Жадная щедрость власти Городским бюджетникам повысили зарплату, и они стали получать... еще меньше.

В четверг у Смольного состоится пикет медицинских работников, который может стать началом новой масштабной акции протеста петербургских бюджетников под старыми лозунгами: "Если власть такая умная, то почему мы такие бедные?", "Социальную направленность бюджету не на словах, а на деле!"

И вот что удивительно: не далее как в минувший вторник, на заседании городского правительства, губернатор Валентина Матвиенко с гордостью сообщила, что к настоящему времени удалось "вывести из-за черты бедности всех бюджетников Петербурга"! А упрямые бюджетники никак этого не хотят признать: "С 1 января 2005 года доходы медработников фактически сократились на 10%", - продолжает уныло твердить свое профсоюз петербургских медиков - организатор заявленного пикета. Солидарность медикам выражают также урезанные в зарплате учителя, библиотекари, научные сотрудники и артисты, которые, по их словам, тоже готовятся к тому, чтобы в ближайшее время выйти на улицы.

Сладкие грезы и январские морозы

Во время губернаторской кампании-2003 "кандидат №1" Валентина Матвиенко неоднократно встречалась с работниками бюджетной сферы, горячо сопереживала, сеяла надежды и обещания. И уже 15 октября того же года, в день инаугурации Валентины Ивановны, ободренные бюджетники провели в Петербурге митинги в рамках Всероссийской акции протеста. В 2004 году начались осторожные повышения региональных надбавок - основной статьи доходов петербургских бюджетников...

Однако небольшие приятные сюрпризы вскоре сменились большими неприятностями. В конце июля прошлого года Смольный неожиданно упразднил региональную надбавку, заменив ее "материальной помощью", уже не входящей в расчет среднего заработка. Мало того, что, став получателями "материальной помощи", все бюджетники были приравнены к "людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" (по сути, эта формулировка вполне соответствует истине), но одновременно их лишили доплат к больничным, отпускным и пенсиям - очевидно, потому, что "трудная жизненная ситуация" не предполагает таких "баловств". Спустя несколько месяцев профсоюзам все же удалось добиться обратного превращения "материальной помощи" в региональную доплату, однако потерянных за месяцы этой квазиреформы денег никому не вернули.

Тем не менее, к концу 2004 года петербургские бюджетники были готовы простить власти старые обиды, поскольку получили "царский подарок" от Смольного - повышение с 1 декабря 2004 года региональных доплат на 600 рублей (уже третий раз за прошедший год!). Кроме того, с 1 января 2005 г. на федеральном уровне ожидалось еще и повышение МРОТ, что сулило бюджетникам новые копеечные "сверхприбыли". Уже давно учителя и врачи не переживали таких сладких ожиданий и не получали таких зарплат, как в прошлый декабрь! И теперь, возможно, еще долго... не получат. Потому что правительство города с 1 января решило частично отозвать свою бюджетную щедрость назад.

Семь на ум пошло?

"С 1 декабря нам, действительно, была повышена заработная плата на 20%, но с 1 января 2005 года вошло в силу постановление правительства №2051 от 28 декабря 2004 г., которое фактически снизило общую заработную плату работников бюджетной сферы, - поясняет зампред СПб комитета профсоюза работников здравоохранения Людмила Гольдина. - А ведь федеральный закон №122 утверждает, что заработная плата в 2005 г. не должна быть меньше, чем в 2004-м. Таким образом, решения региональной власти противоречат не только собственным многочисленным обещаниям, но и четким федеральным директивам".

Несправедливость налицо, однако и "федеральные директивы" четки далеко не во всем. Пресловутый "Закон №122" не указывает, из каких средств субъекты РФ должны повышать базовые ставки, как это "строго, но справедливо" предписывает сделать федеральный центр. Если же к этому добавить, что региональные бюджеты (сформированные, кстати, до повышения МРОТ) оказались резко отягощены обязательствами по монетизации льгот, то становится понятным, что в основе действий Смольного кроется не один лишь "злой чиновный умысел".

Просто петербургским властям пришлось срочно перераспределять по статьям уже выделенные на бюджетную сферу деньги: увеличить эти средства в абсолютном выражении после принятия бюджета уже невозможно, а сделать это во время принятия, в преддверии увеличения МРОТ, почему-то "не догадались".

Здесь необходимо пояснить, что не только региональная надбавка, но и федеральная базовая ставка финансируются фактически за счет города - таким образом, повышая МРОТ, федеральный центр оказывается "добреньким" за чужой счет.

И вот результат: тарифная ставка, зависящая от МРОТ, немного повысилась. Логично ожидать, что городские власти оказывались вынуждены понизить региональную доплату соответственно повышению МРОТ. Однако в реальности - к изумлению миллионов горожан - она сократилась заметно больше. Как же так получилось, что бюджетников в Петербурге подвергли спонтанному и ничем не обоснованному "секвестру"?

"Кто и как устанавливал новые цифры в правительственном постановлении №2051, мы не знаем. Никаких расчетов и обоснований нам не предъявляли, - выражает общее недоумение бюджетников заместитель директора школы №152 Нина Паркаева. - Лично я, по сравнению с декабрем 2004 года, потеряла около 300 рублей".

Экс-губернатор Петербурга, министр регионального развития РФ Владимир Яковлев прокомментировал эту коллизию так: "При мне региональные доплаты никогда не снимались и не урезались. Если сегодня в результате повышения федеральных ставок региональные надбавки снижаются, - значит, городским правительством, наверное, делаются не там и не те акценты по бюджету..."

Очередной "продуктивный диалог"?

"Акценты" же в смольнинском постановлении расставлены очень хитро. Так, пункт 4 этого документа гласит: "В целях недопущения снижения уровня оплаты труда", а также недопущения "оплаты труда ниже прожиточного минимума" (а недоплата до прожиточного минимума по первому разряду тарифной сетки составила 224 рубля) руководителям бюджетных учреждений предписывается "осуществлять доплаты работникам"... из собственных средств учреждения. Таким образом, ответственность отныне перекладывается на плечи руководителей предприятий, которым, по сути, рекомендуется добывать деньги "из воздуха". Зато чиновники формально не нарушают федеральное требование, и петербургские бюджетники - формально - имеют возможность получать "не меньше", чем в декабре 2004 г. Если, конечно, их работодатели смогут найти деньги. Как показали зарплаты за январь 2005-го - уже не смогли.

К этому необходимо добавить, что бюджетные учреждения, как утверждают профсоюзы (и не отрицают чиновники), финансируются сегодня примерно на 60-70%, а руководителей уже заставили самостоятельно оплачивать сотрудникам первые два дня больничного листа, и, по имеющейся информации, в некоторых бюджетных учреждениях эти 2 дня теперь просто не оплачиваются. Судьба компенсации урезанных городских надбавок, очевидно, будет такой же...

Так что бюджетникам и впрямь не остается теперь ничего, кроме как вливаться в нестройные ряды митингующих и протестующих.

Первая реакция администрации, к слову, уже есть: сегодня в Смольном состоится совещание чиновников с председателями профсоюзов. Как показывает практика подобных переговоров с "бунтовщиками", чиновники в таких случаях, как правило, просят "не горячиться", "обождать", создать "рабочую группу"...

"Так или иначе, серьезных уступок и серьезного движения вперед я все равно не вижу. Чаще всего, это мелочи, - заблаговременно "подытоживает" школьный завуч Нина Паркаева. - И, боюсь, так будет всегда, пока существует бюрократическая чиновничья система, которая сегодня в очередной раз обманула бюджетников".

Людмила Разуваева, начальник отдела оплаты и коллективных договоров комитета по труду и социальной защите населения администрации СПб

- О том, что повысится МРОТ, действительно, было известно заранее, но что мы могли сделать? Все необходимые расчеты по содержанию бюджетных организаций у нас проводились, есть масса документов на эту тему... Если люди стали получать меньше, то для этого существует пункт 4 Постановления №2051. Если работодатели его не выполняют - это их вина. Если они говорят, что не могут выполнить, потому что их учреждения не финансируются на 100%, то это вопрос к комитету финансов, а не ко мне. Я могу только подтвердить, что у нас никто в бюджетной сфере не получает заработную плату ниже прожиточного минимума. Вы должны поверить Валентине Ивановне и мне: состав зарплаты бюджетников включает не только тарифную ставку и региональные доплаты, но еще и соответствующие надтарифные доплаты (за бедность, за выслугу лет, за работу ночью и в праздники и т.д.). В целом условия оплаты труда таковы, что размер зарплаты бюджетника окажется не ниже прожиточного минимума!

Александр Редько, депутат ЗакСа

- Когда принимался бюджет-2005, депутаты и чиновники, конечно, знали о том, какие с нового года возникнут проблемы у бюджетников. Взять хотя бы здравоохранение: при инфляции в 12-14%, у нас увеличение бюджета - на 5,4 %.

Я считаю, что бюджет СПб неправильный, и только что подал заявление в генеральную прокуратуру на его неправомерность.

Наталья Евдокимова, депутат ЗакСа

- Я считаю, что ситуация, когда федеральный центр диктует регионам, как и сколько они должны платить людям из своего бюджета, ненормальна. Но теперь 122-й закон дает регионам право определять систему заработной платы для собственных бюджетников. Мы не успели сделать это к 1 января 2005 года, так как занимались только монетизацией. Но сейчас есть рабочая группа, в которую вхожу и я. Она разрабатывает новую петербургскую систему зарплаты бюджетников. Мы будем делать ее, исходя не из тарифной сетки - общей уравниловки, которая пришла к нам "сверху", - а из собственной системы. Поэтому сейчас бессмысленно говорить об увеличении региональной надбавки - эта система с принятием нового закона СПб о заработной плате бюджетников должна в корне поменяться. И тогда мы не будем зависеть в этом вопросе от федерального центра.

Екатерина Семыкина

Судьи просят денег для своих секретарей и завхозов  »
Юридические статьи »
Читайте также