Ипотеку подстраивают под бюджетника Его доходов хватает только на фантазии

С разницей в один день в Санкт-Петербурге и Ленинградской области обсуждали вопрос: как помочь людям, нуждающимся в улучшении жилищных условий? При этом принципиальный путь решения проблемы был намечен один - государственная ипотека. Но схемы ее реализации каждый субъект Федерации предлагает свои.

Первые опыты повсеместно не оправдали надежд. В Петербурге, к примеру, ипотекой воспользовались до сих пор только два десятка человек (программа ипотечного кредитования здесь была принята год назад). Слишком дорогое удовольствие. Те российские граждане, которые могут воспользоваться ипотечным кредитом, способны решить свои жилищные проблемы проще: купив квартиру. А кто не может, для того ипотека не по карману. Таких (то есть нуждающихся в улучшении жилищных условий, но неспособных при нынешних правилах кредитования этого сделать) только в Санкт-Петербурге, по последним подсчетам, около 300 тысяч семей (более 700 тысяч человек).

Но вот, похоже, пришло время, когда государство начинает переходить от слов к делу, по крайней мере на уровне субъектов Федерации.

В Ленинградской области проект закона "О региональной целевой программе поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования, на 2003-2013 годы" рассматривался на заседании местного правительства. По мнению авторов этого проекта, людям надо предоставлять в рассрочку квартиры, приобретенные или построенные на казенные (областного и местных бюджетов) деньги. При этом сумма предоставляемых кредитов может достигать 70 процентов стоимости квартиры, а срок погашения - от 3 до 15 лет. Причем первоначальный взнос, который заемщик обязан внести за счет собственных средств, должен составлять не менее 30 процентов. Если человек работает в бюджетной сфере, ему предоставляется льгота. Первоначальный взнос такого очередника - 20 процентов (если в семье один бюджетник) или даже 15 (если бюджетников - двое). Уровень процентной ставки за пользование ипотечным кредитом определен для жителей городов Ленинградской области в размере 1/5 ставки рефинансирования Центрального Банка, а для жителей сельской местности - 1/10 ставки рефинансирования. Гасить кредит заемщик будет, перечисляя деньги непосредственно в бюджет. Причем схема погашения избрана такая, чтобы ежемесячные суммы (включающие в себя проценты по кредиту, страховые взносы и часть основного долга) были всегда одинаковыми и при этом не превышали 35 процентов от совокупного дохода всех членов семьи заемщика.

От существовавших до сих пор программ ипотечного кредитования (к примеру, упоминавшейся программы Санкт-Петербурга) областной вариант отличается в лучшую сторону увеличенным сроком погашения кредита (двадцать пять лет вместо десяти) и значительно более низким процентом (в Петербурге - 18 процентов). В то же время, если прикинуть, получается, что семье из четырех человек, в которой двое взрослых зарабатывают по 4 тысячи рублей в месяц (официальная средняя зарплата по области), чтобы купить трехкомнатную квартиру, придется лет десять жить ниже уровня прожиточного минимума. Поскольку при трех тысячах долларов ежегодного дохода должна будет выплачивать более тысячи долларов по кредиту. Да еще и отыскать где-то сумму, равную своему годовому бюджету, чтобы внести первый взнос. А ведь бюджетники, на поддержку которых вроде бы ориентирован закон, получают значительно меньше 4 тысяч рублей в месяц. Так что не случайно губернатор области Валерий Сердюков во время обсуждения проекта заметил: "Это закон не для бюджетников, а для тех, у кого есть деньги".

Свой вариант решения вопроса с жилищной очередью предлагают петербургские законодатели. Два депутата Законодательного собрания вынесли на общественное обсуждение законопроект "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан". Принципиальная его новизна, по словам руководителя группы разработчиков Юрия Курикалова, состоит в том, что здесь предполагается в зачет части стоимости новой квартиры принимать у людей старую. Таким образом авторы законопроекта планируют сразу "убить двух зайцев": сделать изначальную цену нового жилья более приемлемой для граждан (причем без хлопот, связанных с продажей старого жилья) и в то же время сформировать в руках государства некий фонд квартир, который можно было бы использовать для улучшения жилищных условий, к примеру, тех категорий граждан, кому не под силу даже смягченный вариант ипотеки. Кроме того, в новом законопроекте предполагается увеличить срок предоставления кредита по сравнению с губернаторской программой ипотечного кредитования (с 10 до 25 лет) и, по словам разработчиков, установить проценты на уровне, не превышающем ставку рефинансирования.

Предлагают петербургские специалисты и совершенно кардинальное новшество. Те граждане, которые хотят улучшить свои жилищные условия, но не готовы прибегнуть к ипотеке, могут снимать квартиру у государства (субъекта Федерации) на условиях коммерческого найма. То есть платить в городской бюджет суммы, превышающие нынешние коммунальные платежи, но существенно меньшие (раза в три), чем пришлось бы оплачивать в случае найма жилья у частных лиц. При этом старая квартира нанимателя может пойти в зачет платы за наем. Или ему на соответствующую сумму будет предоставлена доля собственности в арендуемом жилье (в таком случае квартира станет долевой собственностью нанимателя и города). Рассматриваются и другие варианты.

Правда, если опять-таки прикинуть стоимость, к примеру, двухкомнатной квартиры в старом фонде и трехкомнатной - в новом да добавить сюда необходимость выплачивать проценты, то доступность подобной схемы для рядовых россиян будет примерно той же, что и в Ленинградской области.

Юрий Звягин Ленинградская область

Госдума приняла постановление о запрете использования условных единиц при установлении потребительских цен на товары (работы, услуги).  »
Юридические статьи »
Читайте также