Правительство РФ рассмотрело проекты ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Сегодня, 19 февраля 2004г., правительство России рассмотрело проекты ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и "О внесении изменений в статью 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Как отмечается в материалах Минюста России, представленных к заседанию правительства, принятие проекта федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" обеспечит функционирование на всей территории Российской Федерации судов с участием присяжных заседателей и, тем самым, реализует положения Конституции Российской Федерации относительно использования этой формы уголовного судопроизводства. Проект в значительной степени основан на положениях действующего законодательства о присяжных заседателях (Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"), однако некоторые из них усовершенствованы с учетом накопленного опыта и потребностей практики. Так, по предложению судейского сообщества в целях обеспечения бесперебойной работы судов в проекте установлен четырехгодичный период для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также возможность ежегодной корректировки этих списков. Важной особенностью проекта является то, что в нем определяется порядок составления списков присяжных заседателей для Верховного Суда Российской Федерации и окружных (флотских) военных судов, который Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР" урегулирован не был. Проектом федерального закона определяются также категории судов, в которых возможно рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей; порядок и принципы формирования предварительных списков присяжных заседателей, включая ограничения для включения в эти списки отдельных категорий граждан; обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании списков присяжных заседателей; сроки привлечения присяжных заседателей для исполнения соответствующих обязанностей; возможность досрочного прекращения или приостановления полномочий присяжных заседателей; материальное обеспечение деятельности присяжных заседателей, а также гарантии их независимости.

Наряду с общими условиями участия граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей в проекте предусмотрены обстоятельства (в том числе носящие временный характер), которые препятствуют гражданину участвовать в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела (часть 3 статьи 3 проекта). Пункты "г-ж" статьи 7 проекта содержат ограниченный перечень категорий граждан, которым в связи с занимаемым служебным положением либо профессиональной деятельностью предоставляется субъективное право обратиться в орган исполнительной власти с заявлением об исключении их из списка кандидатов в присяжные заседатели. При этом учтено, что именно служебная деятельность с большой вероятностью не позволит этим категориям граждан принять участие в судебном разбирательстве в качестве присяжных в силу занятости по службе (лица, замещающие государственные должности, военнослужащие), информированности об обстоятельствах совершенного преступления и личности подсудимого (судья, прокурор, следователь и другие), религиозных убеждений (священнослужитель). Реализация вышеназванными категориями граждан предоставленного права позволит в соответствии со статьей 5 проекта дополнить список кандидатов в присяжные заседатели гражданами, которые в большей вероятности смогут принять участие в отправлении правосудия. Аналогичные положения содержаться в статье 80 Закона "О судоустройстве РСФСР", целесообразность их не подвергалась сомнению в практической деятельности судов. Как отмечает Минюст России, расходы на реализацию положений данного проекта федерального закона предусмотрены в рамках Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006гг., утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001г. N805. В расходах федерального бюджета на 2003г., в рамках действия Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006гг., утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001г. N805, предусмотрены средства на осуществление судами правосудия с участием присяжных заседателей в размере 177,6 млн. рублей и принятие данного проекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В связи с проектом федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" Минюст России разработал также проект федерального закона "О внесении изменений в статью 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". В отличие от ранее действовавшего Уголовно-процессуального кодекса РСФСР вопросы формирования предварительных списков присяжных заседателей Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 326) отнесены к компетенции судьи, председательствующего в судебном заседании. С учетом этого именно в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предполагается внести дополнения, позволяющие председательствующему судебного заседания при участии секретаря судебного заседания или помощника судьи активно влиять на формирование предварительного списка присяжных заседателей и не включать в него кандидатов, которые по основаниям, установленным федеральным законом "О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации", не могут выступать в качестве присяжных, либо заявили самоотвод. Тем самым, корректировка предварительных списков кандидатов в присяжные заседатели до начала судебного заседания упрощает формирование коллегии присяжных заседателей во время судебного заседания и позволяет сократить бюджетные расходы, связанные с вызовом в судебное заседание лиц, которые по причинам объективного или субъективного характера не могут участвовать в деле в качестве присяжных заседателей. Минюст России отмечает, что реализация проекта данного федерального закона не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета. Как сообщили АБН в департаменте правительственной информации, на заседании правительства были приняты проекты вышеуказанных федеральных законов.

Смольный намерен запастись зерном  »
Юридические статьи »
Читайте также