"Простые, как грабли" В Госдуму внесен законопроект о правилах госзакупок

Депутатам надоело ждать, пока Минэкономразвития договорится с ведомствами, что все госзакупки должны проводиться через конкурс. Парламентариев во главе с Григорием Томчиным и Мартином Шаккумом внесла в Думу свой вариант документа. Версия депутатов разрешает бесконкурсные закупки муниципальным властям. Бизнесмены сетуют, что законопроект оставляет лазейки для нечистых на руку чиновников.

По оценке Минэкономразвития, в нынешнем году общий объем затрат консолидированного бюджета на госзакупки составит 1,5 млрд руб. Чуть больше половины из этих средств - 816 млрд руб. - потратит центр, остальное израсходуют регионы и органы местного самоуправления. По подсчетам Минэкономразвития, в 2002 г. 80% закупок федеральных ведомств проводилось без конкурса. Правда, само ведомство Грефа в большинстве случаев и выдает разрешение ведомствам на бесконкурсные закупки.

Больше года назад Минэкономразвития написало законопроект о госзакупках, который обязывал осуществлять закупки через конкурс федеральные ведомства, региональные и муниципальные органы власти. Кроме того, законопроект Грефа разрешал чиновникам размещать госзаказы и у зарубежных компаний. Правда, предпочтение должно было отдаваться отечественному поставщику, если его цена превышает предложение зарубежных конкурентов не больше чем на 20%. Но законопроект Минэкономразвития не получил одобрения закупщиков и застрял на стадии согласования.

Депутатам надоело наблюдать за правительственной волокитой. Поэтому группа из 11 депутатов во главе с председателями комитета по экономической политике Томчиным и комитета по промышленности Шаккумом внесли от своего имени на рассмотрение Думы модифицированную версию проекта Грефа. "Законопроект близок к той редакции, которая подготовлена Минэкономразвития", - признает Томчин. Правда, депутаты в отличие от Грефа предлагают не обязывать муниципалитеты делать закупки по конкурсу. Томчин считает, что это противоречит Конституции. Зато депутаты отказались от предоставления ценовой форы для российских участников конкурсов. Томчин считает, что государство должно поддерживать отечественные компании другими способами, например ограждая их от демпинга иностранцев. Создание преференций в сфере госзакупок может привести к тому, что государство будет покупать не самые лучшие товары, считает депутат. Наконец, в проекте установлен потолок стоимости заказа при проведении закрытых конкурсов или осуществлении закупок путем запроса котировок. В первом случае сумма не должна превышать 800 000 руб. , во втором - 600 000 руб.

Томчин говорит, что депутаты поставили в известность о своей инициативе лишь Минэкономразвития. Он надеется, что правительство не станет вносить в Думу альтернативный законопроект. Депутатский законопроект может быть рассмотрен в первом чтении в июне. Замминистра экономического развития Андрей Шаронов знаком с инициативой депутатов и не имеет против нее возражений. Он обещает, что его ведомство представит "более совершенную версию законопроекта", которая, впрочем, не будет концептуально отличаться от предложений думцев. "Наша задача - ужесточить и прояснить процедуры, сделать их простыми, как грабли", - говорит замминистра.

Инициатива депутатов не слишком нравится бизнесменам, которые называют их вариант закона компромиссным. Пресс-секретарь МТС Ева Прокофьева считает, что госзакупки необходимо осуществлять исключительно через открытый тендер. Только тогда чиновники смогут по-настоящему разобраться в реальной цене получаемых товаров или услуг. А представитель частной компании, просивший не упоминать его имени в печати, уверен, что порядок в распределении госзаказов по конкурсам можно будет навести лишь в том случае, если правительство получит право расторгать те контракты, которые были заключены с нарушением закона.

Дмитрий Симаков

Стандарты внедрят принудительно  »
Юридические статьи »
Читайте также