Тарифы : Жильцы платят за все утечки, а за водные процедуры – дважды

Как и следовало ожидать, депутаты городского парламента без единой правки одобрили губернаторский законопроект «О тарифах и ставках на коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые населению Санкт-Петербурга, на 2006 год ». В итоге с 1 января коммунальные водно-канализационные тарифы для горожан возрастут на 15%. Высказывания отдельных депутатов о том, что очередное удорожание услуг «Водоканала» петербуржцам мог бы частично компенсировать социально ориентированный городской бюджет, остались лишь благими декларациями.

Сколько с нового года придется платить за пользование водными благами, читатели смогут узнать из таблицы на стр. 7. Насколько обоснованно повышение ставок? На этот вопрос по поручению депутатов ЗакСа постарались в меру своей компетенции ответить эксперты петербургской Контрольно-счетной палаты (КСП). Думается, их выводы, сделанные в первую очередь на основании документации, представленной ГУП «Водоканал», будут небезынтересны для всех горожан.

Как и предписывает закон, повышению водных тарифов предшествовала экспертиза их экономического обоснования. Аудит провела фирма, имеющая соответствующую аккредитацию при Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, по контракту с государственным заказчиком — Региональной энергетической комиссией Петербурга. Стоимость аудиторских услуг составила 16 484 750 рублей и по большей части (10 762 037 рублей) оплачена за счет городского бюджета. При этом, как отмечается в заключении КСП, «на момент разработки новых уровней тарифов на услуги водоснабжения и канализации комплексная финансово-технологическая экспертиза, предусмотренная государственным контрактом, не проведена». Фирма-аудитор подготовила лишь отчет экспертизы «по определению экономически обоснованной величины расходов и прибыли, формирующих тарифы». Производственно-технологическая часть экспертизы, несмотря на установленный госконтрактом срок исполнения (до 1 октября с. г.), «до настоящего времени находится в стадии подготовки».

Специалисты КСП детально проанализировали суть взаимоотношений местного водного монополиста с потребителями. «Водоканал» заключает договоры на предоставление своих услуг с жилищными организациями (районными жилищными агентствами, Дирекцией по содержанию общежитий и ремонтно-эксплуатационными предприятиями). Оплата производится по тарифам, установленным для организаций, на основании данных приборов учета воды, размещенных на домовых вводах. В свою очередь, горожане вне независимости от типа их жилья расплачиваются с жилищными организациями либо по утвержденным нормам водопотребления, либо по квартирным водомерам. Действующая система расчетов приводит к тому, что «Водоканал» выставляет свои счета районным ГУЖА на основании данных аппаратуры, а жильцы в основном платят вне зависимости от фактического объема своих «водных процедур». Если начисления за отпущенную воду по показаниям придомовых приборов учета превышают фактическую оплату горожанами воды по установленным нормам, возникает кредиторская задолженность жилищных служб перед «Водоканалом».

Однако, как явствует из заключения КСП, жалеть надо жильцов, а не жилищников. Все дело в ставках нормы расхода холодной и горячей воды на одного человека. Сейчас эти параметры рассчитываются в соответствии с распоряжением мэра Петербурга от 4 января 1992 года , слегка подкорректированного десять с половиной лет спустя распоряжением городской администрации . В итоге получается, что, например, проживающий в квартире с централизованным горячим водоснабжением и ванной ежесуточно использует 220 л холодной и 150 л горячей воды на мытье и еще 220 л — на «канализацию». Вернее, плату с него берут, как будто каждый день он тратит 590 л воды. По всей вероятности, творцы этой методики свято убеждены, что все петербуржцы от мала до велика либо не вылезают из-под душа, либо страдают хроническим поносом.

Кроме того, в соответствии с методикой, утвержденной приказом федерального Комитета по муниципальному хозяйству 22 ноября 1993 года , норматив водопотребления включает в себя не только траты живительной влаги внутри квартир. Эта «норма» учитывает и расходы воды в пределах жилого фонда (уборка лестниц и придомовых территорий, полив зеленых насаждений и т. п.), а также ее потери в системах внутреннего сантехнического оборудования (что вполне логично) и внутриквартальных сетях (что не лезет ни в какие ворота). Из всего этого вытекает, что жильцы оплачивают происходящие далеко не всегда по их вине утечки и дважды раскошеливаются за используемую жилищными организациями воду — в виде платы, как за водно-канализационные, так и за жилищные услуги.

Кстати, согласно вышеупомянутой методике, в среднем по России минимальный норматив потребления холодной воды составляет 330 л на одного человека в сутки. А на основании постановления федерального правительства от 17 февраля 1999 года рекомендуемый минимальный набор услуг по холодному и горячему водоснабжению на одного человека в Петербурге и вовсе 285 л в сутки. Что называется, почувствуйте разницу.

Поскольку «Водоканал» является естественным монополистом, тарифы на его услуги не регулируются на основе рыночной конкуренции, а подлежат госрегулированию. Однако ни на федеральном, ни на региональном уровне пока нет четкого механизма расчета водных тарифов. Более того, отсутствует законодательное регулирование установки и использования жильцами столь нужных всем приборов учета расхода воды. Поэтому на практике получается следующее. Сначала жилищные чиновники пламенно призывают жильцов за свой счет устанавливать водные счетчики, обещая их скорую окупаемость. Однако затем выясняется, что за обслуживание этого прибора тоже придется платить. Хотя все «обслуживание» практически сводится к тому, что к вам в любой момент могут нагрянуть с проверкой. К слову сказать, «Ленэнерго» за аналогичную «услугу» плату не берет.

Думается, городским властям стоит самым внимательным образом прислушаться к рекомендациям КСП. Во-первых, провести за счет бюджетных средств независимую экспертизу фактических объемов водопотребления и анализа обоснованности утвержденных водно-канализационных норм на одного человека. Во-вторых, принять нормативный правовой акт (от себя добавлю: еще лучше — закон) о порядке оснащения квартир водомерными счетчиками и их эксплуатации. И, наконец, пора бы уже в полном соответствии с прошлогодним постановлением городского правительства узаконивать ставки и тарифы «Водоканала» до, а не после принятия очередного петербургского бюджета.

Михаил Кореневский

С января подорожает вода Депутаты одобрили повышение цен  »
Юридические статьи »
Читайте также