Минприроды добавит денег на океан

Министерство природных ресурсов РФ расширяет исследования в рамках подпрограммы "Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики" федеральной целевой программы "Мировой океан".

Бюджетные ассигнования на геологические и прочие изыскания будут увеличены с 820 млн рублей в 2002 году до 1030 млн рублей в 2003 году.

"Соответствующая статья включена в проект бюджета-2003. Исходя из опыта прошлого года можно предполагать, что Дума одобрит увеличение финансирования подпрограммы, – считает заместитель министра природных ресурсов Иван Глумов. – Эти средства позволят определить и закрепить за Россией сырьевые ресурсы, которых хватит на десятилетия".

В первую очередь речь идет о нефте- и газоносных участках морского шельфа. Сейчас на российском шельфе добывается не более 2 млн тонн нефти в год, тогда как в мире – около 1 млрд тонн.

Изыскания, проведенные экспедициями Минприроды в рамках первого этапа программы, показали, что только в районе Кольского полуострова прогнозные ресурсы нефти и газа составляют 600 млн условных тонн.

В российском сегменте Каспийского моря разведанные запасы углеводородного топлива сопоставимы с объемом добычи в Западной Сибири за последние 30 лет.

"Континентальный шельф может и должен стать основным поставщиком нефти и газа. Сейчас идут дебаты о том, где лучше развивать добычу – на шельфе или в Восточной Сибири. Министерство считает шельф приоритетным направлением: если на континенте месторождение в 10-15 млн тонн считается хорошим, то на шельфе 50 млн тонн – заурядным, – говорит замминистра. – Конечно, его освоение потребует больших затрат. Необходимо организовывать экспедиции хотя бы для того, чтобы зафиксировать стратегические интересы страны".

Это наш хребет

В ближайшем будущем МПР планирует организовать научно-исследовательскую экспедицию к подводным хребтам Ломоносова и Менделеева в Северном ледовитом океане.

Перед экспедицией ставится цель – доказать континентальное происхождение этих хребтов. Если это удастся сделать, Россия отстоит право на 1,5 млн км2 морского шельфа, богатого полезными ископаемыми.

Главной проблемой для МПР остается старение научно-исследовательского флота, который не обновлялся 12 лет. Научные суда для СССР строили в Николаеве, в Польше и Финляндии. Российские верфи опытом их строительства не обладают. Единственное плавсредство, которое сейчас строится для Минприроды, – обитаемый подводный аппарат "Консул". Его заложили на ФГУП "Адмиралтейские верфи" в 2002 году, окончание строительства ожидается в 2003 году.

Константин Шолмов

Проект нового Водного кодекса планируется внести в Госдуму во втором квартале 2003 года  »
Юридические статьи »
Читайте также