Не скупись, центр

В Государственной Думе вовсю идет процесс обсуждения и принятия федерального бюджета на 2006 год . Понятно, что получить деньги из государственной казны для решения своих наболевших проблем мечтает любой российский регион. Однако сделать это не так-то просто: субъектов Федерации много, а бюджет на всех один. Чтобы доказать необходимость трансфертов, приходится использовать не только своих депутатов нижней палаты, но и различные формы чисто политического лоббирования региональных интересов. Именно с такой целью недавно побывал в Москве депутат Законодательного собрания, член фракции «Единая Россия» Виктор Евтухов. Наш корреспондент Александр Рабковский попросил его рассказатьоб участии в заседании экспертного консультативного совета Госдумы, на котором рассматривались вопросы распределения бюджетных ассигнований по регионам.

— Я был откомандирован на это заседание распоряжением председателя ЗакСа Вадима Тюльпанова, который, как известно, является и лидером петербургского отделения партии «Единая Россия», — ответил Виктор Леонидович. — А я, входя в политсовет петербургской «Единой России», возглавляю там бюджетно-финансовую комиссию.

В состав указанного экспертно-консультативного совета входят в основном думские «единороссы», а также члены Совета Федерации и представители деловых кругов, руководители различных российских фирм. Возглавляет же совет помощник спикера Госдумы Юрий Шувалов, который также отвечает в нижней палате за связи с общественностью. Таким образом, можно констатировать, что данный совет, являясь общественной структурой, тем не менее существенно влияет на решение различных экономических и финансовых вопросов в российском парламенте. А потому поступившее в Мариинский дворец приглашение делегировать кого-то из депутатов на заседание, посвященное распределению приоритетов федерального бюджета, было принято в петербургском ЗакСе с благодарностью и интересом.

Перед отъездом в Москву я обсудил с вице-губернатором Михаилом Осеевским, курирующим в городском правительстве экономический блок, тот круг вопросов, которые целесообразно было бы поставить на совете. В результате были выделены четыре главные статьи расходов, которые наиболее важны сейчас для северной столицы.

Первая позиция — это строительство Петербургского метрополитена. Выступая перед членами совета, я постарался реально показать значение метро для социально-экономического развития Петербурга. Ведь известные преимущества подземки оказывают прямое влияние на решение кадровых проблем нашей растущей промышленности. Говорим об освоении новых промышленных зон, о реализации крупных инвестиционных проектов с пуском различных заводов, и в то же время не можем обеспечить нормальный подвоз персонала к местам работы.

Известно, что ранее Метрополитен финансировался из федерального и регионального бюджетов по принципу 50 процентов на 50. Но затем, по предложению Минэкономразвития, схема эта была изменена на 20 процентов денег из центра и 80 своих. В этом году, к примеру, на 3 миллиарда петербургских рублей пришлось всего 716 млн федеральных. Поэтому от имени обеих ветвей петербургской власти я предложил, чтобы была восстановлена прежняя схема финансирования и на будущий год из российской казны была выделена сумма, адек-ватная городскому вкладу в строительство новых станций нашей подземки. Напомню, что в нашем бюджете на это предусмотрено 3,3 миллиарда.

Второй приоритетный объект, на сооружение которого нам хотелось бы получить достаточные ассигнования из федерального центра, — это канализационный коллектор протяженностью 40 км в северных районах города. Общая сумма, необходимая для завершения прокладки коллектора, — 24 миллиарда, а из городского бюджета только на обслуживание сооружаемых сетей ежегодно расходуется 30 миллионов рублей. Поскольку речь идет о прекращении сброса в Неву и Финский залив неочищенных сточных вод, а следовательно, об экологии Балтийского моря, мы, полагаю, вправе рассчитывать здесь на финансовую поддержку федерального центра. Что толку вводить в эксплуатацию Юго-Западные очистные сооружения, если в воду будут по-прежнему поступать отходы из городских клоак?

Еще один адрес, озвученный мною на заседании экспертного совета, — южный участок западного скоростного диаметра. Он нужен, для того чтобы сформировать новую скоростную смычку Большого морского порта с федеральными дорогами «Нарва», «Россия», Санкт-Петербург — Псков — граница Республики Белоруссия. Естественно, что городу в первую очередь как можно скорее нужно снять транспортную нагрузку со своих улиц в южных районах, по которым сейчас пылят фуры с контейнерами из порта. Но ведь для федеральных властей не менее важно ускорить оборот экспортных и импортных грузов, провозимых по указанным трассам. По сведениям Минэкономразвития, в 2006 году на строительство южного участка нового шоссе планируется выделить 5 млрд рублей (все затраты на западный диаметр оцениваются в 57,37 миллиарда). Я попросил членов экспертного совета проконтролировать выделение первого федерального трансферта на этот объект.

И, наконец, четвертым своим бюджетным приоритетом городские власти считают программу расселения аварийного и ветхого жилья. В нынешнем году на эти цели городской бюджет выделил 121,8 млн рублей, и еще 402,7 миллиона были привлечены из внебюджетных источников. А вот из российской казны мы не получили здесь ни копейки.

Дело в том, что для попадания в число получателей федеральных денег Петербург дол-жен иметь так называемый индекс ветхого жилья. Рассчитывается он по достаточно сложной методике и предполагает полную инвентаризацию жилого фонда. Жилищный комитет такую инвентаризацию провел и обратился в «Росстрой» с просьбой присвоить нашему городу указанный индекс. В свою очередь фракция «Единая Россия» в ЗакСе вышла к своим думским коллегам с просьбой выделить на расселение аварийных и ветхих домов Петербурга 700 млн рублей. Это не так уж и много, если учесть, что в городском бюджете-2006 на эти цели заложено около 3 миллиардов. Федеральные же власти должны понимать, что планомерное расселение ветхого жилья ускорит реализацию таких крупных проектов, как КАД и т. д.

Выступая на экспертном совете, я ознакомил его членов с принятым тогда еще за основу проектом программы социально-экономического развития нашего города на ближайшие три года. Озвученные мной показатели, главные наши ориентиры развития убедили уважаемую аудиторию в амбициозности принимаемых у нас стратегических планов. Ничего подобного, по словам моих собеседников, в других субъектах Федерации они не встречали. Тем важнее реальная помощь из центра одному из самых динамично развивающихся российских регионов. Нам была обещана поддержка при обсуждении расходных статей бюджета РФ.

И еще об одном. С принимавшим участие в заседании председателем думского Комитета по социальной политике Андреем Исаевым мы обсудили инициативу о приравнивании к участникам войны всех жителей блокадного Ленинграда. Как известно, во время одной из последних встреч с губернатором Валентиной Матвиенко эту инициативу поддержал президент страны. Обещал свою поддержку соответствующим изменениям в закон о ветеранах и в другие нормативные акты и А. Исаев. Не надо забывать, что в случае положительного решения в парламенте этой давно назревшей проблемы из российской казны Петербургу, а вернее, ленинградцам потребуется 2 миллиарда рублей ежегодно. Так что это тоже один из самых главных наших бюджетных приоритетов.

Александр Рабковский

Первые дискуссии в областном парламенте Бюджет Ленобласти-2006: первые дискуссии в областном парламенте  »
Юридические статьи »
Читайте также