От бюджета региона - к национальным проектам

Для регионов недавно обнародованные президентом России национальные проекты не стали откровением. Не стали, потому что на этих территориях уже идет строительство тех самых социальных концепций и моделей, которые теперь провозглашены на федеральном уровне. Показательно в этом смысле заседание правительства Ленинградской области, на котором рассматривали контуры бюджета 2006 года

Новые ориентиры бюджетной политики

Чтобы понять произошедшие перемены, обратимся к цифрам. В 2000 году на здравоохранение и образование из бюджета области были выделены, соответственно, 1 млрд и 1,5 млрд руб. В 2003 году объемы финансирования этих отраслей составили 2,5 млрд и 4 млрд руб. В 2005 году они запланированы на уровне 4,6 млрд и 7,9 млрд руб. Концентрация финансовых ресурсов на этих направлениях позволила закупить современное высокотехнологичное оборудование для больниц, транспорт для "скорой помощи", обеспечить компьютерами школы.

В это же время была повышена зарплата медицинским работникам, учителям и воспитателям. А всего бюджетные расходы на зарплату работников образования и здравоохранения с 2000-го по 2005 год возрастут в 6 и 8 раз.

Еще одно обязательство бюджета связано с проведением сильной социальной политики, от чего напрямую зависит уровень социальной защищенности населения. И здесь прирост финансовых ресурсов ощутим. Если в 2000 году область смогла выделить на эти цели лишь 445 млн руб., то на 2005-й запланировано уже 3,2 млрд руб.

Все это говорит о том, что область все эти годы двигалась в том самом русле, которое сейчас стало приоритетным для федерального центра.

Какую помощь получат субъекты-доноры?

Известно, что теперь на социальные расходы федерального бюджета дополнительно будет выделено 115 млрд руб. Большую часть этой суммы (63 млрд руб.) предстоит направить в здравоохранение. Зарплата некоторых категорий врачей уже в начале будущего года резко вырастет. Предполагается в ближайшей перспективе в 1,5 раза увеличить зарплату учителей. На серьезные расходы готов пойти федеральный бюджет и в жилищной сфере, развитии долгосрочного ипотечного кредитования.

Понятно, что все это надо рассматривать как очевидный сигнал российским регионам: пора, мол, переходить к более решительным действиям. Однако неясно, на каких условиях субъекты РФ должны включиться в развитие предложенных социальных инициатив? Кто и в каких долях будет участвовать в их реализации?

Понятно, что федеральный бюджет, как обычно, возьмет на буксир дотационные территории. А какой окажется финансовая поддержка регионов-доноров, к которым относится Ленобласть? Ведь уже не раз бывало, что Центр перекладывал на плечи самодостаточных субъектов РФ бюджетную ношу. Тут можно вспомнить и резкое снижение федерального финансирования дорожного хозяйства области, и перевод на областной уровень, без необходимого финансового обеспечения, более 40 учреждений профобразования, и многое другое.

А ведь проект областного бюджета на будущий год фактически сверстан. Причем, учитывая реформу МСУ, доходы его уравнены с расходами. И это несмотря на то что в 2005 году ожидается бюджетный дефицит в размере 1,3 млрд руб.

То есть на счету у субъекта РФ будет каждый рубль. И основные расходы бюджета будущего года вновь нацелены на социальную сферу. Они составят 11 млрд руб., что почти на 680 млн руб. превышает показатель года нынешнего. В целом населению будет предоставлено 25 видов социальных пособий, компенсаций.

Продолжится рост зарплаты бюджетников с индексацией МРОТ, который с мая будущего года составит 1100 руб. Более чем на 12% возрастут расходы на образование и здравоохранение, что существенно превысит планируемый российским правительством на будущий год уровень инфляции.

Как сообщил вице-губернатор, председатель областного комитета финансов Александр Яковлев, в связи с развертыванием национальных проектов решено дополнительно на 15% увеличить бюджетные ассигнования на все жилищные программы Ленобласти, в том числе по ипотечному кредитованию, приобретению жилья для молодежи, социальному развитию села.

Каждый рубль - на счету

При таком напряженном бюджете области трудно будет адекватно ответить на федеральные социальные инициативы. На это потребуются еще деньги. Причем деньги немалые. В этих условиях, как подчеркнул на заседании областного правительства губернатор В. Сердюков, обязательно потребуется финансовая поддержка сверху.

А после образования в области 204 поселений и 16 муниципальных районов наверняка возникнут серьезные проблемы со сбалансированностью местных бюджетов, которые в основном в первый год реформы МСУ окажутся дотационными...

Петр Владимиров

Против торжества среднего вкуса городские власти решили объявить войну неталантливым архитекторам  »
Юридические статьи »
Читайте также