Продается город. Дорого?

Акционирование государственных унитарных предприятий (ГУПов) и приватизация принадлежащих Санкт-Петербургу пакетов акций акционерных обществ идут полным ходом. К чему это приведет - к более рациональному использованию городского имущества или же к тому, что, распродав все и вся, власть окажется в заложниках у частного капитала, который начнет диктовать городу свои условия?

Плановая приватизация

Время дискуссий на тему, продавать или не продавать городское имущество, акционировать государственные предприятия или нет, давно прошло. Президент страны сказал однозначно, что государственные структуры не должны участвовать в той деятельности, с которой намного лучше справляется частный капитал.

Тем более что толку от этой деятельности (если судить хотя бы по поступлениям в бюджет дивидендов от государственных акционерных обществ) было совсем чуть-чуть. С 2005 года в Санкт-Петербурге предусмотрено планирование приватизации на каждый финансовый год. В программу будут включены перечень акционируемых ГУПов, список находящихся в государственной собственности пакетов акций и долей участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, подлежащих приватизации, а еще размер предполагаемых доходов в бюджет от приватизации и количество необходимых расходов для осуществления процесса реализации собственности.

По словам председателя комитета по управлению городским имуществом Игоря Метельского, подобные программы позволят обеспечить большую социальную и экономическую обоснованность принимаемых решений относительно продажи предприятий в частные руки.

Почем сегодня неликвид

Рассмотрим, как обстоят дела сегодня.

ПРИВАТИЗАЦИЯ (ПРОДАЖА) АВАРИЙНЫХ РАССЕЛЕННЫХ ЗДАНИЙ вместе с земельными участками, на которых они стоят. Вопросов - никаких. Если уж государственные структуры не могут дать питерским развалюхам вторую жизнь - пусть этим займется частник. Все лучше, чем смотреть, как аварийные дома гниют "за просто так". Основным условием приобретения подобного дома было устранение аварийности здания. Новый собственник мог пойти по одному из двух путей: в течение полугода снести приобретенный объект и за 42 месяца с момента заключения договора купли-продажи построить на его месте новое здание или за те же 42 месяца реконструировать объект. В соответствии с распоряжением правительства Санкт-Петербурга, датированным декабрем 2003 года, на аукционы планировалось выставить 44 аварийных объекта, на сегодня продано 16 на сумму 49,9 миллионов рублей, при этом суммарная цена превысила начальную на 38 процентов. Еще 11 объектов будут выставлены на аукцион буквально в эти дни.

ПРИВАТИЗАЦИЯ НЕЛИКВИДНЫХ ОБЪЕКТОВ ЖИЛФОНДА - имеются в виду подвальные или полуподвальные помещения, пребывающие в ужасающем состоянии и потому требующие серьезных вложений в реконструкцию. В аренду их не берут - невыгодно. А вот купить, чтобы потом облагораживать уже частную собственность, - другое дело. Статистика оптимистическая. Если в 2003 году было заключено 112 договоров, суммарная цена продаж составила 83,7 миллиона рублей, цена одного квадратного метра - 7,5 тысячи рублей, то по состоянию на конец августа 2004 года заключено уже 96 договоров, суммарная цена продаж составила 122 миллиона, цена квадратного метра возросла до 12,2 тысячи. Активность частного капитала растет. Например, на один из неликвидов претендовали 42 предпринимателя, и в итоге цена квадратного метра составила... 40 тысяч рублей! Неликвидные объекты реализуются на аукционе. А если не продаются с молотка? Тогда их реализуют путем так называемого публичного предложения, снижая цену. В 2002 - 2003 годах путем публичного предложения проданы 17 объектов площадью 2 тысячи квадратных метров на общую сумму 6,8 миллиона рублей.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ - как раз то, что вызывало бурные дискуссии на самом высоком уровне. Здесь наблюдается некоторый спад. Если в 2003 году было заключено 229 договоров купли-продажи земельных участков на 416,5 миллиона рублей, то по состоянию дел на 1 июля 2004 года - лишь 79 договоров на 184,9 миллиона. Господин Метельский объясняет это тем, что, возможно, самые лакомые с точки зрения инвесторов территории уже выкуплены.

Есть риск не просчитать все риски

Все вышеперечисленные позиции относятся к сегментам рынка недвижимости, правила игры на котором в принципе понятны. Другое дело - затеянная ПРИВАТИЗАЦИЯ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. По мнению председателя комитета по управлению городским имуществом, ГУПы давно изжили себя. Акционерное общество намного прозрачнее, нежели ГУП, следовательно, представляет повышенный интерес для инвестора.

Игорь Метельский признает, что не все ГУПы желают акционироваться, поэтому приходится работать с руководителями предприятий. Вот тут как раз возникают вопросы и сомнения. ГУПы - не руины, которые домами можно назвать лишь условно, и не затопленные подвалы. Это - вполне готовый бизнес.

Причем некоторые унитарные предприятия имеют общегородское значение. Например - тот же самый Водоканал или транспортные ГУПы, объединяющие трамвайные, троллейбусные и автобусные парки Санкт-Петербурга. От них зависит жизнь всего мегаполиса. Так есть ли смысл их акционировать? Приватизация этих и им подобных ГУПов не рассматривается. Но лишь пока.

По словам господина Метельского, спешить не стоит и процесс приватизации надо проводить очень осторожно, дабы просчитать и исключить все возможные риски. А если что-то просчитают, а в чем-то просчитаются, что тогда? Это не выставляемые в скором времени на торги гостиницы, от управления контрольными пакетами акций которых город имел копейки (а ведь когда-то рассчитывали на серьезные дивиденды!) - тут ставка на порядок выше, предприятия, подлежащие в перспективе продаже, имеют стратегическое значение для Питера. Свою роль должны сыграть планирование приватизации и взвешенный подход в каждом конкретном случае. То, что власти не торопятся расстаться с ГУПами общегородского значения, уже хорошо.

Николай Овчинников

Город "запарился" с госпредприятиями  »
Юридические статьи »
Читайте также