Трудный старт

Монетизация льгот - реальный шаг к решению важной социальной проблемы, считает депутат Государственной думы Валентина Иванова, посетившая на днях редакцию "НВ".

Разговор с нашей гостьей шел прежде всего о проблемах науки, о создании наукоградов, т. е. о том деле, реализации которого Валентина Николаевна посвятила не один год (материал об этом читайте в ближайших выпусках "НВ"), но, разумеется, мы не могли обойти вниманием такую актуальную тему, как монетизация льгот. У кого же, как не у депутата Государственной думы, из первых рук получить информацию о том, как формировался закон и почему благая в целом идея обернулась такой социальной напряженностью.

По мнению Валентины Николаевны, сам по себе закон, его идеи - положительны и прогрессивны, ведь закон помог получить на социальные нужды в четыре раза больше средств, чем в прошлые годы. Сравните: в 2004 году федеральный бюджет выделял на обеспечение мер социальной поддержки граждан 45,4 млрд рублей, а в 2005-м - уже 208,6 млрд рублей.

Но вместе с тем любой закон должен пройти через реальные жизненные ситуации, судьбы конкретных людей, только тогда становятся видны все его недоработки и слабые места. Так что старт закона N 122 (Закон о монетизации), как любого закона, затрагивающего значительную часть нашего населения, неминуемо должен был быть сложным и трудоемким. Но вступление закона в силу могло быть менее болезненным, если бы удалось организовать эффективную подготовительную работу по его внедрению.

В Петербург необходимые нормативные документы были спущены лишь в декабре, а в 23 субъектах Федерации до сих пор нет необходимых материалов и инструкций, хотя закон действует уже почти месяц. Реестр льготников, по данным Пенсионного фонда и данным регионов, не сошелся на 2 млн человек. То есть деньги на выплаты для этих людей были даже не запланированы, и, конечно, отсюда много вопросов.

Кроме того, льготы и пособия в их прежнем виде были очень удобны для определенных частных предприятий. Задача закона - обеспечить выплату средств каждому пенсионеру лично, а это значит лишить частные фирмы возможности единолично распоряжаться солидными государственными финансовыми потоками, будь то средства на приобретение льготных лекарств или проплаты за транспортные услуги и др. Конечно, это тоже усилило напряженность в обществе.

Закон о монетизации льгот требует методик, инструкций, комментариев. Это все должно быть разработано Министерством здравоохранения и социального развития, причем быстро, в короткие сроки.

Что еще нужно? Разобраться с излишней бюрократизацией.

По словам Валентины Ивановой, с этим дело уже доходит до абсурда: например, бланки рецептов на льготные лекарства имеют аж пять водяных знаков для защиты от подделок, а получать лекарства льготник должен только лично, даже если он прикован к постели. Или другой пример: проведенный хронометраж затрат времени на оформление документов на одного больного - получателя льготных лекарств показал, что на собственно осмотр пациента у врача остается менее пяти минут, т. к. врач-терапевт вынужден заполнять массу форм статотчетности о льготнике.

Не удивительно, что уже сейчас, как говорится, по горячим следам, думской фракцией "Единая Россия" было предложено 6 поправок к механизму компенсаций, выплачиваемых регионами. "Так, будет обеспечено опережающее повышение пенсий с 1 марта и установлена их базовая часть в размере 900 рублей, а затем в августе будет проведена индексация ежемесячных денежных выплат, причем не ниже уровня инфляции (по данным за первое полугодие). Нам удалось добиться от Минфина выделения необходимых для этого средств", - отмечает депутат.

- Сегодня "Единая Россия" - единственная фракция, которая может вести эффективный диалог с правительством и добиваться решения социальных вопросов. Хотя нужно признаться, что проведение любого вопроса, связанного с увеличением финансирования, идет очень тяжело, - говорит Валентина Иванова. - Минфин России требует определения источников покрытия этих дополнительных расходов. В тяжелых спорах с этим важным ведомством нам удается все же получать положительные результаты.

Пример нашего города, опыт работы губернатора Валентины Матвиенко, Законодательного собрания города показывает: если решать проблемы с желанием помочь людям, то можно находить приемлемый результат, устраивающий обе стороны - и тех, кто хочет пользоваться транспортом, и тех, кто хочет получать льготы реальными деньгами. Уверена, вместе нам по силам преодолеть возникшие трудности".

Записала Ольга Никонова

Перед началом монетизации нужно было проверить Пенсионный фонд  »
Юридические статьи »
Читайте также