Александр Ржаненков: В социальной сфере нет "чужих" вопросов

На пост председателя городского комитета по труду и социальной защите населения Петербурга Александр Ржаненков назначен недавно. Но в системе работает много лет, поэтому в курсе существующих проблем. Накануне Нового года мы обратились к нему с просьбой подвести итоги минувших двенадцати месяцев и по возможности точно обрисовать перспективы очередного, 2005 года, проще говоря, рассказать о том, что было, что будет, чем сердце успокоится...

- Известно, что вы в социальной сфере человек не новый и, понятно, не можете сказать, что не в курсе многочисленных социальных проблем, с которыми сталкиваются петербуржцы. Каковы, на ваш взгляд, итоги уходящего года и перспективы будущего...

- Думаю, особенно похвастаться нечем. Но могу утверждать, что службы работали в целом устойчиво и, как всегда, на переднем крае, поскольку традиционно много проблем в социальной сфере. Законы в рамках возможностей выполняются, но, увы, не в полном объеме выделяются средства из федерального и местного бюджетов. Если говорить о федеральной казне, то из нее мы получили максимум 30-35 процентов от потребности. Из городского и в этом году, и в следующем мы получали и будем получать больше примерно на 30 процентов.

- Известно, что горожан особенно тревожит грядущая монетизация. На недавней пресс-конференции, проходившей в "РосБалте", вы говорили о том, что существует немало "черных дыр" в нормативных документах, разъяснения по многим из федерального центра еще не получены...

- Сегодня мы определенно знаем, что город в полной мере ответственен за льготное обеспечение пяти категорий граждан. Остальные расходы взял на себя федеральный бюджет. Только что определен федеральным центром полный список льготников (42 категории, 11 миллионов инвалидов).

- На протяжении целого ряда лет мы говорим об одной и той же проблеме: нет четкого взаимодействия между ведомствами, городскими и районными службами. Что-то в этом плане меняется?

- Действительно, есть проблемы во взаимодействии, согласованности между комитетом и районным звеном. Не обходится без проблем и при общении специалистов районного звена с людьми, которые приходят на прием. Работая в социальной сфере, прежде всего надо помнить, что перед нами живые люди. Уверен, если посетителю нормально, по-человечески - честно, открыто, без надрыва - дают объяснение по возникшим у него вопросам, не должно быть непонимания или конфликта. Уверен, сегодня многое можно было бы решить, просто внимательнее рассматривая конкретные обращения, жалобы, предложения, и не складывать их "под сукно", а максимально быстро реагировать. Думаю, в следующем году мы просто обязаны отладить более четкую работу с районным звеном. Кроме того, необходимо проводить оперативный, системный анализ деятельности районных служб - некий мониторинг, который позволит рассчитывать на большую оперативность и менять ситуацию к лучшему.

- С чем прежде всего были связаны жалобы петербуржцев в этом году?

- Преимущественно с отсутствием необходимого количества средств, отпускаемых на нужды социально незащищенного населения согласно действующим законам. С недостатками нормативных актов, принимаемых городскими и думскими парламентариями, разного рода неясностями - хорошо бы обойтись без дыр в законах. Недостатки нашей работы связаны и с межведомственной разобщенностью, о которой я уже упоминал. И кроме всего прочего, все с той же несогласованностью между ведомствами.

- Насколько город готов к реализации "знаменитого" 122-го закона РФ, по сути меняющего систему социального обеспечения граждан?

- Можно по-разному относиться к этому законодательному акту, но очевидно одно: он принят, спущен в регионы. Согласитесь, закон есть закон, и отступать уже некуда. Мы обязаны его реализовывать организованно, совместными усилиями исполнительной и законодательной власти. Временные рамки ограничены, но пока остается много неясностей. Со своей стороны мы сделали все, что зависит от городской власти, чтобы тщательно подготовиться к монетизации. Но, к сожалению, не все еще документы утверждены и на городском уровне. Только в минувший понедельник был подписан ряд постановлений правительства относительно социального обеспечения семей, имеющих детей, и по социальной помощи льготникам, которым, соответственно, положена региональная поддержка.

- Мы неоднократно сообщали читателям о суммах, которыми будут заменены натуральные льготы, и все-таки петербуржцы просят их еще раз уточнить...

- Суммы по всем нашим льготным категориям, то есть по тем, за которые отвечает город, известны: труженики тыла получают ежемесячно по 500 рублей; ветераны труда - по 350; реабилитированные - по 350; ветераны военной службы - тоже по 350 рублей; остальные пенсионеры - по 230 рублей. Больше того, сегодня полностью согласованы с городским Законодательным собранием наши действия, предполагающие выплаты пенсионных сумм с учетом новых выплат еще до нового года, в декабре. Вместе с тем мы должны очень тщательно проводить маркетинг, тестирование, анализ ежедневной ситуации по части исполнения законодательства и вырабатывать предложения по возможной корректировке как по суммам, так и по механизму исполнения закона. Об этом губернатор неоднократно говорила на заседании правительства и на прочих деловых встречах. Это делается прежде всего для того, чтобы в рамках праздников и в рамках изменения ситуации, связанной с монетизацией льгот, максимально снять напряжение и те недоработки, которые, к сожалению, существуют.

- На днях в редакцию обратились пенсионеры из Приморского района. Получив пенсионную сумму, они обнаружили, что сумма примерно на 200 рублей меньше, чем была в прошлом месяце. Одной из пришедших прояснить ситуацию в собес бабушек стало плохо - пришлось даже вызвать "скорую"...

- Я не в курсе, но обязательно выясню, почему так вышло. Правда, вполне допускаю, вероятна ошибка, и хотя пенсионное обеспечение сегодня прерогатива Пенсионного фонда, наш комитет не снимает с себя ответственности за все, что происходит в социальной сфере. Думаю, мы должны работать совместно.

- Как-то влиять и участвовать в том, что происходит в районах, вы в силах?

- Мы образовали специальную коллегию в комитете - это орган, который должен рассматривать трудные вопросы, выносить решения и принимать меры. Более того, аналогичные структуры заработали в каждом районе. Такая форма работы позволяет разбираться с проблемами коллегиально, не по схеме "начальник распорядился - подчиненный исполнил", а с учетом мнения специалистов из различных подразделений. Как известно, истина рождается в споре. Я осознанно на это иду, и любой здравый руководитель понимает, что это нормально. Причем и мы на коллегии комитета обязательно будем заслушивать представителей районного звена и общественных организаций, причастных к решению тех или иных проблем. На то, чтобы отладить эту систему, необходимо время. Но надеюсь, что все получится... Должен отметить, это не нами придумано, лишь используем то, что было наработано годами, мы не должны отбрасывать справедливую практику коллегиальных решений.

- Изменится ли кадровая политика?

- Еще раз пересматриваем кадры. Состав руководителей и подчиненных согласовывается, и, кстати, мы вправе отозвать руководителя, который не может соответствующим образом организовать работу, о чем свидетельствуют прежде всего замечания граждан.

- Что в будущем году вам хотелось бы изменить, какие проблемы, не решенные прежде, решить?

- Изменить структуру комитета, сделать его более мобильным, способным более расторопно решать вопросы, которые на нас возложены. Разумно дать большую самостоятельность специалистам и конкретным руководителям, причем и более серьезной должна быть ответственность этих людей перед горожанами. Никогда единоличная власть, с моей точки зрения, ни к чему хорошему не приводила. Структура должна быть нацелена не на длительное "хождение бумаг", а на быстрые и ответственные решения.

Трудности связаны и с тем, что социальными проблемами так или иначе занят не только социальный комитет, но и другие наши партнеры, которым отчасти переданы наши прежние функции и с которыми, безусловно, должна быть большая согласованность. К сожалению, для населения это не всегда удобно, поскольку часто горожанину придется обращаться, как говорится, "в пять окон": в Госстрах, Пенсионный фонд, в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), в районный отдел социальной защиты, к жилищникам и так далее. Важно отладить систему так, чтобы мы не гоняли людей, не создавали им лишние проблемы, создать единую форму сотрудничества. В идеале, встречающий человека в любой из структур социальной сферы специалист должен хорошо знать "смежные" отрасли - помочь, направить, снять напряжение, а не произносить удобную фразу: "Это не мой вопрос!" - что нередко случается...

- Еще один актуальный для петербургского населения вопрос - зубопротезирование. Как он будет решаться?

- В бюджете заложены дополнительные средства, и для горожан-льготников, которым предписана городская опека, остается в силе бесплатное зубопротезирование. Эта тема находится в ведении комитета по здравоохранению, специалистами которого подготовлено соответствующее постановление, предусматривающее порядок такой помощи населению. По большому счету впервые в бюджете города на эти цели отпущены адекватные ассигнования. Думаю, что 2005 год будет показательным в решении этой проблемы.

- В этом году возникли проблемы и с порядком квотирования рабочих мест для инвалидов, а в нашем городе таковых более 600 тысяч, причем примерно половина из них может работать...

- Действительно, каким-то образом, благодаря новому законодательству, оказалось вне нашего ведения справедливое положение о том, что работодатели, не предоставляющие рабочие места по квоте, должны платить определенную "неустойку" в определенный фонд. И мы только за последние три месяца примерно от 15 процентов петербургских работодателей собрали более 37 миллионов. Если бы мы хотя бы такие средства ежегодно получали, примерно 90 процентов проблем, связанных с трудоустройством инвалидов, были бы решены. Но принят 122-й закон, исключающий подобные полномочия из ведения регионов. Теперь предприятия численностью более 100 человек обязаны трудоустраивать соответствующее количество инвалидов. Причем рычаги, которые позволят не нарушать утвержденное законом правило, отсутствуют...

- Существуют проблемы и с обеспечением горожан протезно-ортопедическими изделиями. Будет ли что-то меняться в этом деле?

- Я изначально заявлял о том, что московская фирма "Огонек" не должна быть допущена к конкурсу. Но есть конкурсная правительственная комиссия, которая рассматривает соответствующие документы. Она приняла то решение, которое приняла. Впоследствии мы столкнулись с известной проблемой. Но из-за несовершенства законодательства мы уже обязаны были исполнить заключение конкурсной комиссии, заключив договор с "Огоньком" даже при том, что у фирмы отсутствовала оформленная должным образом лицензия. Мало того, на комиссии мы пытались доказать, что нельзя принимать окончательное решение - необходимо дождаться мнения министерства. Это не было учтено. Но в конце концов из министерства тоже поступила официальная бумага, в которой было подтверждено, что по определенным позициям "Огонек" не должен был участвовать в тендере. Урок для всех поучительный. Хотя многие положения договора мы с "Огоньком" расторгли, проблема еще не решена окончательно... Стоит учесть, что протезно-ортопедическое предприятие- федеральная структура, выполняющая социально важные функции. И, к сожалению, на протяжении многих лет не сложился рынок желающих работать в этой отрасли. Поскольку это государственное учреждение, мы обязаны ему помогать, в том числе и с получением госзаказов. Тем более отработан механизм, населению известно, куда обращаться, и на предприятии существует соответствующая база данных постоянных клиентов. Бывали нарекания, но была создана удобная система работы с постоянными участниками: медиками, протезистами и горожанами. Думаю, что в будущем году у нас с предприятием будет хорошее, конструктивное сотрудничество, но до сегодняшнего дня нам не ясно, через какую структуру будет осуществляться организация этой работы. Есть информация, что такие функции должны будут осуществлять органы Соцстраха, который этим никогда не занимался. Значит, необходимо будет искать формы нормального сотрудничества, и в любом случае мы в стороне не останемся.

- Что пожелаете петербуржцам в новом году?

- Понимания, терпения, удачи и в отношениях с близкими людьми, в каждом деле и, безусловно, здоровья!

Беседу вела Евгения Дылева

Под стандарт Власти города реформируют социальную сферу  »
Юридические статьи »
Читайте также