МАЗ потеряет $50 млн Из-за предстоящего запрета Евро-0 в России

Минский автомобильный завод (МАЗ) может потерять до 70% своего рынка сбыта в России и недосчитается $50 млн в год, если российское правительство с 1 октября введет запрет на продажу грузовых автомобилей с двигателями Евро-0. Зато от такого решения выиграет КамАЗ: этот завод сдает позиции на внутреннем рынке грузовиков, но активно переходит на использование более современных двигателей собственного производства.

В конце июля стало известно, что российское правительство подготовило распоряжение, запрещающее производство и продажу грузовиков и автобусов с двигателем стандарта Евро-0 с 1 октября 2002 г.

От такого решения в первую очередь пострадает МАЗ - один из главных поставщиков большегрузных автомобилей в Россию. По данным пресс-службы МАЗа, поставки техники в Россию достигают 82 - 85% от всего объема выпуска завода (доля МАЗа на российском рынке большегрузных автомобилей варьируется от 25% до 34% ). При этом, как говорит президент Агентства деловых связей МАЗа Валентин Лопан, до 70% продаж МАЗа в России приходится как раз на автомобили с двигателем Евро-0.

На МАЗе уже подсчитывают возможные убытки. По словам собеседника "Ведомостей", близкого к руководству завода, в случае запрета Евро-0 производство на МАЗе уже в нынешнем году может снизиться на 3500 машин (более 20% годового плана) , а упущенная выгода составит около $50 млн. Кроме того, в руководстве МАЗа предполагают, что прямые убытки завода, испытывающего острый дефицит "оборотки", в следующем году могут достичь $30 млн. В пресс-службе МАЗа считают, что оснащение их грузовиков новыми двигателями стандартов Евро-1 и Евро-2 приведет к росту себестоимости на 15 - 20% и, как следствие, к снижению продаж. "Российские потребители нашей техники очень критично относятся к повышению цен. В прошлом году мы смогли увеличить цену на наши грузовики только на 1 - 2% ", - говорит сотрудник пресс-службы.

По мнению представителя белорусского завода, за планами российского правительства стоят лоббистские усилия КамАЗа, снижающего объемы производства и продаж. На МАЗе напоминают, что проект распоряжения готовился в Минпромнауки, глава которого Илья Клебанов занимает пост председателя совета директоров КамАЗа.

Пресс-секретарь Ильи Клебанова Андрей Мазуров отметает эти подозрения в лоббизме. "Производителям грузовиков заданы жесткие требования по безопасности и экологии, от них самих требуют гигантских инвестиций на реализацию всех планов - какой же это лоббистский документ? Здесь ни при чем интересы КамАЗа или МАЗа: речь идет о развитии автопрома в России", - говорит Мазуров.

Впрочем, Данис Валеев, и. о. замгендиректора КамАЗа по стратегическому планированию, не отрицает, что в основу проекта правительственного распоряжения легли именно инициативы его завода.

Подготовленный документ Валеев считает серьезным толчком для начала перехода российского автопрома на новые двигатели стандарта Евро-1 и Евро-2. В этом году КамАЗ планирует выпустить около 2500 двигателей класса Евро-2 и укомплектовать ими машины.

В то же время от нововведений пострадает еще одно российское предприятие - ярославский "Автодизель", поставщик двигателей для МАЗа. На недавнем совещании у Ильи Клебанова гендиректор "Автодизеля" Владимир Савельев поддержал позицию МАЗа, заявив, что запрет Евро-0 поддерживает КамАЗ в ущерб другим производителям двигателей.

Аналитики согласны с тем, что запрет стандарта Евро-0 выгоден в первую очередь Камскому автозаводу. Однако они сомневаются в том, что новые ограничения приведут к резкому перераспределению долей российского рынка грузовиков в пользу КамАЗа. Андрей Кормилицын из "Тройки Диалог " считает, что покупатели большегрузных автомобилей консервативны в своих интересах и не станут переходить только на закупки "КамАЗов". "Содержание и обслуживание грузовых автомобилей разных марок не очень удобно и стоит дороже", - отмечает он.

По данным компании "АСМ-холдинг ", продажи российских грузовых автомобилей в первом полугодии 2002 г. снизились на 4%. Уровень продаж сумел нарастить только УАЗ (на 8,5% ), а ГАЗ сохранил сбыт на уровне прошлого года. Остальные компании снизили продажи: ЗиЛ - на 24% , КамАЗ - на 22% , УралАЗ - на 13%. Производство грузовиков за тот же период на ГАЗе выросло на 10,7% , на КамАЗе, ЗиЛе и УралАЗе снизилось соответственно на 13,7% , 25,3% , 5,6%. Производство на Минском автозаводе за это время выросло на 7,2%.

Александр Роготень Алексей Урбан

Девять крупнейших экологических и правозащитных организаций РФ требуют "изменения экологической политики российского государства"  »
Юридические статьи »
Читайте также