Твоя пенсия - твои проблемы

В ближайшее время правительство РФ намерено внести на рассмотрение в Государственную думу новый пакет законопроектов по оптимизации пенсионного обеспечения, которые будут коррелировать с налоговыми законопроектами, снижающими социальную налоговую нагрузку на предприятия. Одна из основных идей этих документов - стимулировать население страны, с одной стороны, к добровольным дополнительным пенсионным взносам, а с другой - сделать для граждан привлекательным более поздний выход на пенсию. Тем самым государство пытается в условиях снижения социальных налогов на корпорации перенести бремя будущих пенсионных выплат на самих пенсионеров.

Предприятия будут платить меньше, а гражданам предложат "добровольно" увеличить отчисления

Новые инициативы правительства по пенсионной реформе очень тесно связаны с последними налоговыми предложениями кабинета министров, поскольку основу пенсионных взносов составляют отчисления в рамках единого социального налога (ЕСН), который уплачивается работодателями за каждого работника. Вектор, который обозначен в этих инициативах, - снижение налогового бремени на предприятия и косвенный перенос его на плечи физических лиц. Делается это не напрямую - не через повышение обязательных налоговых отчислений (в частности, подоходного налога, который останется на уровне 13 процентов), а через стимулирование "добровольных" пенсионных взносов и более позднего выхода на пенсию.

Проще говоря, если человек не будет делать дополнительных отчислений и захочет выйти на пенсию в установленный законом срок, то он скорее всего получит пенсию, в несколько раз меньшую, чем сформировавшийся на тот момент средний заработок по стране. Хотя в правительстве утверждают, что никакого ухудшения ситуации с пенсией, если человек не будет участвовать во всех нововведениях, не произойдет - просто в этом случае его финансовый пенсионный ресурс останется на том же самом уровне, на котором он находится сейчас. Но ведь всем ясно, что текущий уровень пенсионного обеспечения недостаточен для нормального существования, поэтому люди будут вынуждены и дольше работать, и, возможно, даже делать самостоятельные отчисления.

Что касается налогового послабления для предприятий, то согласно планам правительства максимальную планку единого социального налога с 2005 года предлагается снизить с нынешних 35,6 проц. до 26 процентов. Данный уровень ставки будет действовать для граждан, чей годовой заработок не превышает 300 тыс. руб., доходам от 300 до 600 тыс. руб. в год будет соответствовать ЕСН 10 процентов, а свыше 600 тыс. руб. - 2 процента. Таким образом, регрессивный принцип этого налога сохранится, а его эффективная ставка для работодателей, по расчетам Министерства финансов, снизится в следующем году до 24,15 проц. по сравнению с 30,4 проц., которые ожидаются в 2004 году. Как считают в правительстве, такого снижения налоговой нагрузки будет достаточно для того, чтобы предприятия, все еще работающие по "черным" и "серым" схемам, легализовали большую часть фонда оплаты труда.

Объем выпадающих доходов в связи со снижением единого социального налога оценивается специалистами в 280 млрд. рублей. Соответственно эти деньги будут оставаться у компаний, которые, как ожидается, смогут направлять их как на свое развитие, так и на увеличение зарплаты сотрудников.

Снижение ЕСН естественным образом скажется и на доходах Пенсионного фонда России, которому правительство обещает помощь в виде дотаций из федерального бюджета - в 2005 году объем таких дотаций оценивается в 167 млрд. рублей.

Кроме того, поскольку финансовые возможности Пенсионного фонда по увеличению пенсий в связи со снижением ЕСН сужаются, то правительство разработало ряд мер по стимулированию самих граждан к дополнительному финансированию пенсионных выплат. В частности, предлагается добровольно отчислять в накопительную часть пенсии 4 процента от своего дохода (дополнительно к тем средствам, которые перечисляются в качестве пенсионных взносов работодателями). Механизм стимулирования при этом будет простой - в случае если гражданин производит допотчисления, государство обязуется в момент его выхода на пенсию дополнительно доплачивать еще 2 процента, но не менее 2 тыс. руб. в год.

По расчетам Минфина, новый механизм финансирования накопительной части пенсии позволит существенно увеличить соотношение пенсий будущих пенсионеров к среднему уровню заработной платы. В настоящее время этот показатель составляет примерно 30 процентов, в то время как по нормативам Международной организации труда это соотношение должно быть не ниже 40 процентов, а с точки зрения адекватного обеспечения пенсионеров - выше 50 процентов.

В рамках новой схемы у граждан, получающих только страховую часть пенсии, соотношение пенсии к зарплате будет на уровне 20 процентов, у получающих накопительную пенсию - 40 процентов, а участвующие помимо этого в добровольной накопительной пенсии будут получать 51 процент от среднего заработка. С учетом дополнительных прав пенсионеров в связи с софинансированием государства в размере 2 процентов по добровольной части пенсии соотношение пенсии к зарплате повышается до 57 процентов. Все эти расчеты были проведены, исходя из среднего уровня заработной платы в размере 8 тыс. руб. в месяц.

Сроки перехода на полноценную накопительную систему планируется отодвинуть

Среди прочих мер оптимизации пенсионного обеспечения правительство предлагает освободить граждан "средней" возрастной категории (1953 - 1966 годов рождения) от обязательной уплаты отчислений на финансирование накопительной пенсии, которые сейчас составляют 2 процента. Таким образом, будущие пенсионеры средних возрастов так же, как и те, кто старше, лишатся накопительной пенсии. Они будут обеспечиваться по распределительному принципу. Изменения коснутся и более молодых граждан (1967 года рождения и моложе). Им предлагается сохранить до 2007 года включительно "промежуточный процент" отчислений в накопительную часть пенсии, установленный на переходный период, в размере 4 процентов от дохода и повысить его до 6 процентов лишь с 2008 года (ранее предполагалось, что повышение отчислений в накопительную систему до 6 процентов произойдет уже в 2006 году).

Вместе с тем для повышения уровня своего пенсионного обеспечения правительство предлагает гражданам на "добровольной" основе избирать более поздний выход на пенсию: мужчинам - с 65 лет вместо нынешних 60, а женщинам - с 60 вместо 55. В частности, при более позднем выходе граждан на пенсию государство будет гарантировать капитализацию накопительной части пенсионных отчислений (т. е. вся накопленная на индивидуальном пенсионном счету сумма денег, а также новые поступления не лягут мертвым грузом, а станут инвестироваться, принося дополнительный доход), что позволит в будущем увеличить размер пенсии в среднем на 50 - 70 процентов по сравнению с тем уровнем, который сложился бы при выходе на пенсию в срок.

Виктор Коновалов, эксперт Центра экономического анализа агентства "Интерфакс"

Справка

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ - налог, выплачиваемый работодателем за каждого работника и представляющий собой отчисления на социальные нужды: в федеральный бюджет, в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Процентная ставка налога регрессивна, т. е. с большей зарплаты производятся меньшие отчисления. Максимальный уровень ставки, действующий в настоящее время для лиц, чей годовой доход не превышает 100 тыс. руб., составляет 35,6 процента от фонда заработной платы. Из них пенсионные отчисления составляют 28 процентов (14 процентов идут на финансирование базовой части пенсии, а оставшиеся 14 процентов - на финансирование страховой и накопительной пенсии).

Виктор Коновалов

"Отказываться от системы, которая провалилась, лучше сразу" Пенсионные накопления могут вообще отменить  »
Юридические статьи »
Читайте также