Евгений Гонтмахер вернулся И вновь займется социальными проблемами

Не прошло и полугода, как Евгений Гонтмахер покинул стены Дома Правительства и перебрался в апартаменты Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Там он занимал пост вице-президента и возглавлял новое направление союза, связанное с социальной ответственностью бизнеса. Однако теперь проекты бизнес-магнатов по поддержке профтехобразования, детей-инвалидов и многие другие будут воплощаться уже без Евгения Гонтмахера. А он вернется к своей прежней тематике, которой занимался более шести лет, возглавляя Департамент социального развития Минтруда. В понедельник Евгения Гонтмахера назначили первым заместителем министра труда и социального развития сроком на один месяц.

До этого на такую же должность назначили и экс-вице-премьера Галину Карелову. Как только будут утверждены структура нового министерства, его штатное расписание, распределение функций между службами и агентствами, у каждого заместителя появится свой круг обязанностей.

- Мы сейчас занимаемся разработкой этих документов и другими организационными вопросами, - объяснил корреспонденту "РГ" Евгений Гонтмахер. - По сути, происходит слияние функций бывших Минтруда, Минздрава и Госкомспорта. А у каждого их было по нескольку десятков. И сейчас надо определить все функции и четко сформулировать их для нового министерства, наметить, как они будут поделены между подведомственными структурами. Ведь у Министерства здравоохранения и социального развития есть еще три службы и два агентства. И функции между ними надо разделить в соответствии с Указом Президента. Министерство будет заниматься нормотворческой деятельностью, агентства - предоставлением услуг и управлением имуществом, а службы - надзором и контролем над реализацией политики министерства. Завтра вечером все документы по Министерству здравоохранения и социального развития, службам и агентствам должны быть представлены в Правительство.

- И чем вы будете заниматься потом?

- Когда, я надеюсь, мы перейдем в новое министерство, между всеми замами будут распределены и сферы деятельности, кто за что отвечает. Пока о чем-то конкретном говорить рано.

- Но у вас же есть какие-то предпочтения?

- В прежнем Правительстве я руководил Департаментом социального развития. И занимался широким кругом вопросов: труда, занятости, социальной защиты, здравоохранения. Поэтому все их я хорошо знаю, а что из них будет поручено - посмотрим.

- С РСПП вы окончательно распрощались?

- Я теперь государственный служащий и не имею права работать в РСПП. Аркадий Вольский уже принял мою отставку. Что касается социальной ответственности бизнеса, то, надеюсь, это направление будет и в Министерстве здравоохранения и социального развития.

- Из прошлого Правительства вы ушли без сожаления. Вас очень воодушевляла работа в РСПП. И снова возвращение во власть. Вы считаете, теперь вам удастся сделать больше, чем раньше?

- Конечно. Иначе я бы не принял предложение вернуться в Правительство. С моей точки зрения, сейчас очень благоприятный политический момент: прошли выборы Президента, впереди четыре года работы. Кредит доверия и Правительству, и Президенту достаточно большой. То есть существует реальная возможность действительно улучшить ситуацию в социальной сфере. И провести реформы, которые существенно и на многие десятилетия обеспечат стране стабильное социальное развитие. Такая надежда у меня есть.

- Какая же реформа в социальной сфере сегодня особенно назрела?

- Их много, и они связаны друг с другом. Например, реформа здравоохранения. Она, пожалуй, важнейшая и напрямую касается других реформ - оплаты труда в бюджетной сфере, принципов предоставления социальных услуг и льгот.

- Говорят, людям надо готовиться к тому, что за медицинское обслуживание придется все-таки полностью платить из собственного кармана?

- Это примитивное и неправильное понимание ситуации и сути реформы здравоохранения. Вопрос стоит не в том, чтобы насытить систему здравоохранения деньгами (что, впрочем, тоже было бы неплохо), а эффективно использовать то, что есть.

Во-первых, остается система государственных гарантий. Сейчас разрабатывается соответствующий федеральный закон. Среди прочих гарантий бесплатно (то есть за счет бюджета страны) он предоставит каждому гражданину России в достаточно большом объеме и на медицинские услуги. Во-вторых, будет развиваться медицинское страхование. Здесь реформа пойдет по пути не увеличения нагрузки на заработную плату, а более эффективного использования собираемых средств. Например, я надеюсь, что деньги будут идти за пациентом, а не как сейчас, когда "оплачиваются стены". Нам надо финансировать реальные услуги, оказанные конкретному человеку. И в этом смысле каждый рубль, который идет на медицинское страхование, будет при новой системе более эффективен. Да, надо развивать сектор платных услуг, но только как дополнительный к тем двум, о которых я уже сказал. И поэтому ни о каком перекладывании нагрузки на население здесь даже речи не идет.

- В секторе страховой медицины у пациента появится возможность выбирать врача?

- Теоретически вы можете и сейчас выбрать врача. Если недовольны своей поликлиникой, то подавайте заявление в городской фонд обязательного медицинского страхования. И вас прикрепят к другому медицинскому учреждению. Но здесь будут осложнения - новый врач уже не сможет прийти к вам по вызову на дом, поскольку вы живете далеко от его поликлиники. Вот такие вопросы надо развивать, сделать их более четкими, ясными и понятными. Человек должен иметь полное право выбирать врача и медицинское учреждение, причем без каких-либо осложнений. Это позволит наши же с вами деньги использовать более эффективно.

Татьяна Панина

Спор реформаторов Шувалов и Алешин написали разные структуры правительства  »
Юридические статьи »
Читайте также