Административный порыв 700 госфункций признаются избыточными

Комиссия по административной реформе, возглавляемая вице-премьером Борисом Алешиным, спешно пытается уложиться в график, ведь уже к 24 февраля должны быть проанализированы все госфункции.

Еще в октябре на заседании Правительства Алешин признался: "Чтобы успеть к сроку, нужно удвоить производительность труда". К тому времени через комиссию прошло менее 600 функций. Обещание свое вице-премьер не только выполнил, но и перевыполнил: производительность труда комиссии повысилась не в два, а в три раза. На этой неделе комиссия отчитается перед министрами об анализе 2900 госфункций, из которых около 700, скорее всего, будут признаны избыточными.

Похоже, что политический импульс Президента, который Владимир Путин после оглашения Послания все же придал Правительству, оказался гораздо сильнее, чем собственное желание министров в реализации затянувшейся административной реформы. Но шаги эти по-прежнему малы по отношению к безбрежному морю госфункций.

Реформаторы из Минэкономразвития, которым еще весной этого года было поручено проанализировать имеющиеся госфункции, насчитали таковых у 56 ведомств более пяти тысяч.

Правда, отделить нужные от ненужных им так и не удалось, поскольку поначалу они пытались пойти по другому пути - нарисовать квадратики новой структуры Правительства с четко прописанными обязанностями каждого министра. От выявления же избыточных функций Белый дом пытались предостеречь предприниматели, называя это ошибкой.

Но глава кабинета министров Михаил Касьянов не намерен был отступать, еще в прошлом году назвав эту задачу приоритетной при разработке концепции административной реформы.

Позиция премьера такова: сократить госаппарат и, соответственно, его вмешательство в бизнес можно только после того, как станет ясно, какие именно функции государство вполне может отдать на откуп либо региональным властям, либо саморегулирующимся организациям. Именно по этому пути и пошла созданная комиссия Алешина. Но оппоненты сразу же заговорили о том, что задача эта трудновыполнима и реализация ее может затянуться на годы.

Правда, столь длительных сроков не только у комиссии, но и у кабинета министров просто нет. Разработка положения по административной реформе должна закончиться в 2004 году. К этому времени кабинет министров сможет разве что представить итоги по сокращению избыточных функций, но явно не по "тонкой настройке кабинета", как раньше говорил Касьянов. А уже в марте следующего года Правительство должно сложить свои полномочия перед вновь избранным Президентом. После чего согласно Конституции должна быть определена новая структура кабинета министров.

Пока же комиссия продолжает "резать" не столько лишние, сколько весьма чувствительные функции. Часть из них уже была признана кабинетом министров избыточными. Предполагается, что с начала следующего года будут вводиться и поправки в законы, регламентирующие действие этих функций в условиях рынка. Правда, как утверждают на Краснопресненской набережной, предусмотрен и некий переходный период, когда и старые, и новые нормы законов будут действовать одновременно.

Не исключено, что уже со второго квартала 2004 года техосмотр автомобилей может быть передан коммерческим организациям. Но несмотря на то что у МВД забрали право на техосмотр автомобилей, в течение, возможно, полутора-двух лет получить талон можно будет не только в коммерческой организации, но и в ГИБДД. Возможности Госстроя и Минтруда без суда закрывать предприятия и стройки, лицензирование Минфином работы аудиторов также будут отданы рынку и отойдут в ведение саморегулирующихся организаций. Минюст не будет больше определять предельное число нотариусов в регионах, а Минимущество потеряет возможность лицензировать оценочную деятельность. Отныне не будут регистрироваться Минюстом и правила, которые подпадают под Закон о техрегулировании. Например, определяющие количество горшков на окнах, разработанные некогда Госстроем.

Но в связи с упразднением ряда функций появились проблемы системного характера. В их числе механизм передачи избыточных функций, системы аккредитации и сертификации, отмена лицензирования, приостановление деятельности предприятий только через судебные органы, недопущение воссоздания на уровне субъектов и муниципальных образований госфункций, признанных избыточными на федеральном уровне.

Кстати, именно в регионах, как утверждают источники "РГ" в Белом доме, активно заинтересовались теми функциями, которые предполагает ликвидировать центр. В частности избыточными функциями Госстроя. За последнее время Госстрой выдал порядка 70 тысяч лицензий на строительство домов. "Региональщики спят и видят, когда эта функция перейдет на региональный уровень", - отметил источник.

Есть в наработках комиссии и революционные положения. К примеру, основой допуска компаний на туристический рынок теперь будут принципиально новые требования, основанные на финансовых гарантиях этих организаций. То есть туркомпании будут отвечать за свои действия собственными средствами и имуществом.

Самыми же существенными, судя по всему, могут быть потери Центрального банка. Ведомство Германа Грефа уже предлагало ЦБ выйти из капиталов Внешторгбанка и росзагранбанков. А участие Центробанка в капитале ММВБ и Сбербанка до сих пор вызывает много вопросов. Кроме того, предлагалось обособить надзор и внутри самого Банка России. Комиссия порекомендовала ЦБ подумать над тем, чтобы сосредоточить функции по контролю и надзору в едином структурном подразделении и ограничить деятельность на коммерческом рынке дочерней организации - Российского объединения инкассации, - оставив за ней лишь функции по обслуживанию перевозки ценностей самого ЦБ. Впрочем, следующее заседание комиссии будет полностью посвящено контролю и надзору. Вот тогда ЦБ придется по-настоящему побороться за свои полномочия.

Елена Лашкина

Чиновники оценили чиновников  »
Юридические статьи »
Читайте также