Харакири для министров Минэкономразвития предлагает урезать количество чиновников

Вчера в Центре стратегических разработок первый заместитель министра экономического развития (МЭРТ) Михаил Дмитриев, представляя новый вариант проекта административной реформы, в шутку заметил, что существует три типа бюрократии: японская, американская и российская.

Японская бюрократия решает поставленные задачи медленно, но быстро их выполняет. Американская быстро решает, но медленно выполняет. А российская медленно решает и ничего не выполняет. По словам Дмитриева, этот анекдот является наглядным примером проведения административной реформы в России, где за последние 10 лет в этой сфере ничего сделано не было. И привел два убедительных примера. Так, правительство в прошлом году обсуждало 5-6 раз один и тот же проект постановления, по нему было проведено 6-8 совещаний и принято 600 поправок. Но в итоге постановление все равно не было принято. Второй пример также поучителен. Из-за того, что правительство, утвердив главный закон об инвестировании пенсионных накоплений, вовремя не приняло подзаконные акты, регламентирующие механизм инвестирования этих средств, граждане не смогут до мая следующего года свободно распоряжаться своими пенсионными накоплениями.

Чтобы уменьшить "холостой ход" в работе правительства, Дмитриев предложил выстроить три уровня структуры исполнительной власти. На первом месте — правительство, которое будет иметь "правоустанавливающие" функции, на втором — министерства с правоприменяющими функциями и на третьем — федеральные агентства и службы, которые будут обладать контрольно-надзорными функциями. При этом Дмитриев предложил резко сократить количество министерств — с 56 до 15-17, упразднить дублирующие функции, ввести механизм рабочих групп, в которых представители ведомств будут обладать правом принятия решений. Кроме того, в состав рабочих групп в обязательном порядке должны включаться независимые эксперты.

Большое значение в административной реформе МЭРТ придает информационной открытости органов госвласти. "Все, что без грифа "Секретно", должно быть доступно для граждан в Интернете", — заметил Дмитриев. Но и это не все. Необходимо также принять закон о конфиденциальной информации, в котором четко прописаны критерии "секретности", чтобы чиновники не могли самовольно принимать решения о закрытии важной информации.

Между тем, по мнению заместителя руководителя аппарата депутатской фракции "Единство" Алексея Гришковца, проблему реформирования системы госуправления нельзя сводить лишь к материальным стимулам. Бытует мнение, что в госорганы не идут работать хорошие специалисты потому, что чиновникам платят мало. Это, по словам Гришковца, не так. "Когда покойный генерал Лебедь объявил конкурс на замещение вакантной должности своего заместителя, заявки пришли от 90 кандидатур. Поэтому госорганы должны формироваться на конкурсной основе", — заметил он.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, не верит в административную реформу. По его словам, административная реформа придумана либеральными чиновниками, а в правительстве она никого не интересует. "Бюрократия никогда не сопротивляется напрямую", — резюмировал он. Похоже, радикальную административную программу МЭРТ действительно ждет нелегкая судьба — вряд ли министры подпишутся под собственным "харакири".

Каха Кахиани

Министерство критикует правительство  »
Юридические статьи »
Читайте также