Молоко сбежало Полезный продукт от деревенской коровы или порошковый артефакт?

Не каждый горожанин знает, что молоко - продукт сезонный. Именно в теплое время года повышаются удои на фермах. Есть ли в торговой сети "живое" молоко или под этим "брэндом" по-прежнему торгуют бесполезным концентратом?

Просто добавь воды

В поисках "живого" или, как его называют молочные технологи, сырого молока пришлось обойти с десяток магазинов. Все привычные глазу четырехугольные упаковки имели не бросающуюся в глаза надпись: "нормализованное" и "пастеризованное". У обывателя она вызывает недоумение. На самом деле все чрезвычайно просто. Это молоко обработанное. Дело в том, что любые технологии, которые используют молочные заводы, направлены на одно - не дать скиснуть молоку раньше, чем оно попадет в магазин. Ухищрения приводят к выведению ферментов, витаминов и микроэлементов, собственно делающих молоко молоком. Указанный на упаковке срок хранения прямо пропорционален ценности жидкости в пачке. Способов, продлевающих годность деликатного продукта, достаточно. Самый распространенный среди них и в то же время самый жестокий - стерилизация. Молоко нагревают несколько раз до 100 градусов, в результате получается продукт, способный храниться в открытом виде более чем одни сутки. Другой популярный, но более щадящий прием - пастеризация. Суть его в нагревании молока до 67 градусов в течение получаса. Если ненароком обратите внимание на пачку со значком UHT, то это означает, что продукт подвергся самой современной на сегодняшний день обработке - высокотемпературной. Молоко нагревается до 135 градусов в течение нескольких секунд и мгновенно охлаждается. По словам Владимира Маленьких, начальника управления животноводства Московской области, пастеризация - общепринятая во всем мире практика обработки молока. Она направлена на защиту человека от бактерий, которые могут оказаться в продукте. Другое дело - добавление или полное воссоздание молока из молочного порошка. Именно такое псевдомолоко зачастую скрывается за надписью "нормализованное".

Нормализованное молоко, по словам технологов, бывает двух видов. Первое, цельное молоко, путем специальной методы доведенное до необходимой нормы жирности, будь то меньше полученной от коровы или больше. Но есть и другое. Нормализованное "восстановленное" и "рекомбинированное" молоко приготовлено из сухого порошка. Избегая лишних технических терминов, принцип приготовления сводится к следующему: просто добавь воды! Однако владельцы молочных марок "забывают" поставить в известность об этом покупателей.

- Ни один традиционный лабораторный анализ не покажет наличие порошка в молоке, - говорит Надежда Захарова - технолог крупного молочного производства. При спектральном анализе это, конечно, возможно, но необходимо заказывать специальную экспертизу. Однако распознать восстановленное молоко все-таки можно. По вкусу. Молочный порошок придает специфический сладковатый привкус.

От коровы - до прилавка

- А вы не торгуете молоком в разлив? - с таким вопросом я обращалась к продавщицам в магазинах. Магазины отказываются принимать такое молоко на реализацию. Дескать, хлопотное это дело разливать молоко, да и мыть тару после этого приходится. При этом денег за разливное молоко магазин получает гораздо меньше, чем за пакетное. Для сравнения: литр молока на разлив в Москве стоил бы порядка десяти-пятнадцати рублей, тогда как цена на пакетное - от восемнадцати. Кстати, производители приобретают у хозяйств коровье молоко по совсем уж бросовой цене - четыре рубля за литр. Например, в Ростове-на-Дону даже местное пакетное молочко стоит семь рублей девяносто копеек, что уж говорить о разливном?

Логично предположить, что при такой постановке вопроса молочным хозяйствам самим было бы выгодно выходить на рынок и торговать цельным молоком, минуя молокозаводы. Не тут-то было. Во-первых, по причине того же срока годности: молоко - продукт скоропортящийся, пока доедет до прилавка, может скиснуть, а это прямой убыток. Во-вторых, термически необработанное молоко может быть переносчиком инфекции. Такие болезни, как туберкулез и сальмонеллез, у людей и коров общие, поэтому заразиться ими через молоко несложно. Опять же, если торговать сырым молоком, то в случае подозрения на болезнь хотя бы одного животного придется проводить дополнительное ветеринарное освидетельствование и приостанавливать всю партию товара. При термальной же обработке, естественно, таких проблем не возникает. Но и это не последнее препятствие на пути от коровы до прилавка.

Виктор Алтухов, руководитель департамента сельского хозяйства Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" рассказал корреспонденту "РГ" в Новосибирске Алексею Хадаеву:

- Вообще, надо сказать, что в этой сфере сложился настоящий монополизм. Молокозаводы диктуют свои цены, и селянин вынужден сдавать им свое молоко, поскольку деваться-то ему некуда. Сейчас переработчики покупают его максимум по 4 рубля за литр, а продается оно, например в Новосибирске, уже по 12-14. При этом жирность с 3,5-4 процентов снижают до 1,5-2,5. В итоге доля сельхозпроизводителя в окончательной цене меньше, чем торговая наценка.

Чтобы торговать на улицах молоком, необходимо запастись различными свидетельствами: от ветеринарного на каждую партию до разрешения СЭС, подтверждающего безопасность продукта. Потребуется разрешение от управы на право торговать в этом районе. Учитывая, что "подмазать" придется все инстанции, продавец рискует остаться вовсе без прибыли. Все упирается в деньги. При низкой себестоимости самого продукта практически нереально получить от него прибыль. В результате в проигрыше остаются все: продавцы, которые вынуждены сдавать молоко крупным производителям, и потребитель, лишенный возможности выбирать. Получается как в известной сказке: молоко по губам текло, а в рот не попало.

Ксения Часовских

Наша справка

1 января 2004 года вступит в силу новый ГОСТ Р51917-2002 на "Продукты молочные и молокосодержащие". С началом действия принятых норм производители пакетного молока, сделанного путем растворения молочного порошка в воде, лишатся права называть этот продукт молоком. Тем самым будут наконец разведены по наименованиям молоко и молокосодержащие продукты.

Кстати

Молочный сегмент рынка - самая доходная отрасль в агропроме. Его рентабельность, по мнению аналитиков, составляет 16-17 процентов, что является очень высоким показателем. На российском рынке, по различным оценкам экспертов 10-12 компаний, в магазинах представлены пять - семь производителей.

Правительство попробует продукты  »
Юридические статьи »
Читайте также