С кем пойти в разведку Государство переписывает концепцию недропользования

Правительство радикально пересматривает роли всех участников недропользования. В субботу премьер Михаил Касьянов сообщил, что в ближайшее время кабинет рассмотрит блок документов из области недропользования. На прошлой неделе Минэкономразвития внесло в Белый дом концепцию нового закона о недрах. Документ ломает существующие устои в отношениях федеральной власти с регионами и с компаниями, участвующими в разведке и освоении недр.

Концепция провозглашает отказ от принципа "двух ключей", когда регионы на равных с Москвой устанавливают правила недропользования. Регулировать и контролировать эту сферу федеральная власть хотела бы, не оглядываясь на амбиции губернаторов.

Территориям скорее всего доверят лишь проведение конкурсов на разведку и добычу. "Нам бросают кость", - говорит вице-губернатор одной из сырьевых областей, просивший не указывать его имени в печати. Он убежден, что регионы будут драться за сохранение принципа "совместного ведения". А губернатор Ненецкого автономного округа Владимир Бутов предупреждает, что, отобрав контроль за недропользованием у регионов, центр не сможет противостоять злоупотреблениям: "Только региональная власть способна воздействовать на зарвавшиеся компании".

Судя по концепции, государство не устраивает, что лицензии для геологического изучения участков недр выдают без конкурса, а потом месторождения автоматически достаются тому же недропользователю. Причем компания, владеющая лицензией, практически не несет перед государством ответственности за освоение.

Минэкономразвития предлагает закрепить в договорах обязательства инвесторов: объем вложений по годам, сроки выхода месторождений на проектную мощность. Нарушение оговоренных условий повлечет разрыв соглашения.

Концепция исходит из того, что лицензия, как элемент административного права, сохранится для ограниченного списка пользования недрами. Среди других вариантов - горное соглашение, СРП и, главное - концессии, которые позволят государству снимать больше ренты от разработки ископаемых.

"Я знаю тучу неправильно полученных лицензий. Наводить порядок здесь, конечно, надо", - говорит гендиректор Центра интеллектуальной собственности Владимир Василевский. Но он предостерегает от повального увлечения концессиями. По его мнению, не стоит пугать нововведениями иностранных инвесторов, которые переваривают их дольше, чем российские компании. "Пока примут закон , пока разошлют инструкции к нему, возникнет инвестиционная пауза - пять лет точно", - говорит Василевский.

Спор сторон при концессионных договорах разрешается через суд, в отличие от лицензионных соглашений, где чиновник может росчерком пера изъять лицензию. Но участки недр для добычи компании будут завоевывать на тендере. На конкурсной основе будут разыгрываться и права на проведение геологоразведки. В этой сфере концепция предлагает революционное отделение отечественной разведки от добычи, причем финансировать геологоразведку государство намерено из бюджета.

Гендиректор компании "Геология и изыскания" Леонид Скопцов двумя руками за такой подход, поскольку во всем мире геологоразведка - самостоятельный бизнес, серьезно отличающийся от эксплуатационного бурения. После ликвидации Мингеологии СССР геологические партии, занятые разведкой рудных и нерудных месторождений, стали, как говорит Скопцов, потихоньку загибаться.

Сейчас "ЮКОС" уже отпускает в самостоятельное плавание сервисные подразделения, в том числе разведку. Другие компании пока держатся за геологов, поскольку на них часто оформлены лицензии на месторождение. Лишившись их (в соответствии с новой редакцией закона о недрах) , разведка станет обузой для компаний.

По мнению зампреда правления НГК "Итера" Александра Наталенко, важно на бюджетные деньги проводить разведку только неосвоенных площадей Восточной Сибири и морского шельфа. "Вероятность открытия месторождений на других территориях - 20% , и средства будут выброшены на ветер", - говорит он.

Бывший замминистра природных ресурсов Наталенко приветствует другую новацию, предлагаемую концепцией, - намерение ввести отдельную ставку налога для каждого месторождения в зависимости от условий освоения (шельф или материк, глубина залегания, близость к транспортным коммуникациям).

Такой подход предлагало в прошлом году Министерство природных ресурсов, но Минэкономразвития и Минфин, утверждая, что возникнет слишком много возможностей для подкупа чиновников, настояли на плоской шкале налога на добычу полезных ископаемых. Это, по словам Наталенко, стимулировало компании "на хищническую разработку". "Объемы добычи резко возросли, а отдача пласта уменьшилась", - констатирует специалист. Он убежден, что шкала расчета природной ренты не должна быть "примитивно арифметической", а должна учитывать примерно полтора десятка факторов.

Стимулируя гибкой налоговой ставкой освоение отдаленных и обедненных, но нужных месторождений, государство готово идти на встречные обязательства перед компаниями. Например, закупать нефть и металлы в госзапасы при ухудшении конъюнктуры мировых цен.

Александр Беккер

Минэкономразвития до конца 2002 года завершит работу над законопроектом о недрах, считает М.Циканов  »
Юридические статьи »
Читайте также