Новый Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» ограничил ответственность экспедиторов.

Вступивший в силу 3 июля Федеральный закон предусматривает введение претензионного порядка предъявления иска к экспедитору за недоставку или порчу груза, уменьшает срок исковой давности и максимальный размер взыскиваемой компенсации.

Понятие транспортной экспедиции заложено в главе 41 Гражданского кодекса РФ. Для ее реализации Правительство России в июле 2002 года внесло в Госдуму России законопроект. Это было связано «с интеграцией мирового транспортного рынка в целом и необходимостью установления правил работы российских экспедиторов при организации перевозки грузов как по территории Российской Федерации, так и в международном сообщении», – разъяснили в Департаменте правительственной информации.

Почти три четверти объема нового закона занимают положения об ограничениях ответственности экспедитора за утрату, недостачу или порчу груза. При международной перевозке грузов будут использоваться механизмы, разработанные Международной Федерацией Ассоциаций транспортных экспедиторов (FIATA) и, по мнению авторов законопроекта, широко применяемые во многих странах. В Правительстве России уверены, что установление ограничительных пределов ответственности международных экспедиторов является настоятельной потребностью для сохранения конкурентоспособности российских предпринимателей на рынке международных экспедиционных услуг: «При отсутствии ограничителей сумма страхового взноса, уплачиваемая экспедитором, существенно выше, что, в свою очередь, влияет в сторону увеличения на стоимость услуги и, следовательно, снижает шансы российского экспедитора перед иностранным. Законодательное установление пределов ответственности не противоречит российскому законодательству. Что касается ответственности экспедитора, работающего внутри страны, то ее ограничение не устанавливается – причиненный его действиями ущерб подлежит возмещению в полном объеме».

Согласно вступившему в силу закону при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, предел ответственности экспедитора не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки. Под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. Кроме того, ответственность не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

Штраф за несвоевременную доставку груза ограничен одной десятой процента стоимости контракта на перевозку за один день задержки. То есть, если экспедитор продержал товар полтора года, он потеряет только половину своего вознаграждения.

Вместо обычного трехлетнего срока исковой давности вводится специальный – один год. Причем для предъявления иска необходимо выполнить претензионный порядок – в шестимесячный срок со дня возникновения права требования направить экспедитору письменную претензию. Причем срок рассмотрения претензии самим экспедитором не установлен. Да и эти права у собственника, например, поврежденного груза возникнут, только если получатель письменно уведомит о них экспедитора во время выдачи груза: в противном случае считается, если не доказано иное, что груз был получен неповрежденным. А утраченным считается груз, который не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки или «в течение разумного срока, необходимого для доставки груза».

Авторы законопроекта считают такой порядок разумным: «Парадоксальной будет ситуация, когда клиент может обратиться к экспедитору с исковыми требованиями в любой момент в течение трех лет, а экспедитор будет лишен права обратиться с регрессными требованиями к перевозчику (если тот являлся виновником ненадлежащего исполнения обязательств экспедитора перед клиентом) уже по истечении одного года, так как именно такой срок исковой давности транспортные уставы и кодексы предусматривают для обращения с иском к перевозчику. Представляется, что рассмотренная выше ситуация может способствовать повышению вероятности наступления страховых случаев, росту соответствующих рисков и, как следствие, увеличению расходов на страхование ответственности экспедитора перед клиентом, обусловленному соответствующим увеличением размеров страховых премий. Все это в конечном итоге приведет к увеличению стоимости услуг по доставке грузов и снижению конкурентоспособности экспедиторов по сравнению с перевозчиками. В связи с этим целесообразно сохранить данный институт в правоприменительной практике на транспорте».

Взыскание в пользу компании «Петербургстрой» более 100 тыс. рублей долга фирмы «Реконструкция» было задержано из-за судебной ошибки в составлении процессуальных документов.  »
Юридические статьи »
Читайте также