Жезл замечательных людей Будут ли в Петербурге судить водителей за взятки?

На этой неделе в Москве продолжатся слушания по делу Ильдара Бичарова, который пытался дать взятку инспектору ГАИ. Бичарову грозит до 8 лет заключения. Впервые расследование банального дела о взятке сотруднику ГАИ вызвало столь мощный резонанс - и не только в столице. Мы решили выяснить, возможно ли распространение подобной практики борьбы с водителями в Петербурге.

Напомним, что в августе этого года Ильдар Бичаров на своей "девятке" сделал левый поворот через двойную сплошную и был остановлен инспекторами ГАИ. В машине инспекторов состоялся диалог, в ходе которого Бичаров предложил разрешить ситуацию на месте и продемонстрировал деньги - 930 рублей. Машину ГАИ тут же взяли в кольцо сотрудники УБЭП. Как оказалось, переговоры в автомобиле записывались на пленку.

Петербургские юристы комментировали "Городу" эту историю однотипно: "Это провокация, но ничего удивительного здесь нет, рано или поздно это должно было случиться. Этот водитель сам себя подставил - если гаишник демонстративно отказывался от денег, надо было не настаивать, а смириться. Все мы предпочитаем платить штраф на месте, но когда условия диктует инспектор, приходится подчиняться".

Кстати, юристы говорили, что вообще непонятно, зачем Бичаров решил отдать гаишникам такую странную сумму (930 руб.). Понятно, что прав Бичарова бы не лишили - только если бы выяснилось, что он задерживается за аналогичное нарушение три раза в неделю. Практика показывает, что суд отбирает права в основном у пьяниц и тех, кто сбежал с места ДТП. А денежное наказание по статье 12.15 КоАПа - от трех до пяти МРОТ (300 - 500 руб.). Получается, что Бичаров в случае законного разрешения конфликта ничего бы не потерял, а даже выиграл. Видимо, так он оценил экономию времени.

- Меня вчера остановили за красный свет, - рассказал мне один знакомый водитель. - Даю я гаишнику сотню, он говорит: это что, взятка? Нет, отвечаю, это штраф на месте. Разъехались друзьями.

Вообще изречение "незнание закона не освобождает от ответственности" несколько устарело. Те автомобилисты, которые не знали о вступлении в силу нового КоАПа, до сих пор могут быть уверены, что штрафы взимаются сразу, без визита в сберкассу. И тогда вся ответственность ложится на милиционера, который не счел нужным рассказать своей жертве о новых (двухлетней давности) правилах.

В деле Бичарова основным вещдоком является аудиозапись, хотя, как утверждает адвокат Бичарова Михаил Маров, закон запрещает проводить оперативно-разыскные мероприятия, в том числе и записывать разговор, без возбуждения уголовного дела. А значит, запись - это не доказательство. И показания свидетелей - инспекторов ГИБДД, сотрудников УБЭПа и понятых - тоже.

- Я съездил на это место, - рассказал "Городу" Михаил Маров. - Движение не такое уж интенсивное: поворачивая налево в неположенном месте, мой подзащитный не создавал никому помех. Хотя нарушение, конечно, было. Понятно, если б этим гаишникам нужно было блюсти порядок на перекрестке - тогда они могли бы прямо там поставить машину, и никто из водителей бы не сунулся. Нет, они засели в кустах в 200 метрах от этого места.

- Никто не задавался вопросом, почему протокол в машине ГАИ писали так долго - полчаса? Это могло быть частью плана по "разводке на деньги"?

- Я задавался. Запись длится ровно полчаса, но половину этого времени говорит сам Ильдар. Так получилось, что и он, и инспектор - оба оказались любители поговорить... И конечно, в разговоре Бичаров то и дело спрашивал, можно ли решить вопрос миром, а инспектор, вместо того чтобы сразу эти намеки пресечь, все переспрашивал: а что вы имеете в виду...

- И что было потом?

- Бичаров носил деньги в паспорте и в момент, когда инспектор закончил писать протокол, положил паспорт между двумя передними сиденьями, даже ближе к себе, чем к гаишнику. А тот дописал протокол и тут же просигналил убэповцам. Деньги в руки инспектору не переходили и не должны были, поскольку это была не взятка, а просто деньги в паспорте. Максимум, что можно инкриминировать моему подзащитному, - это умысел без реализации, но за это у нас уже не судят.

- Может, для всего честного народа было бы лучше, если бы Бичаров признал эту взятку? Чтоб начались волнения, через Конституционный суд внесли бы поправку в КоАП, и штрафы разрешили бы платить на месте...

- Ну, моя обязанность - это спасти подзащитного, пресечь его несправедливое осуждение. А штрафы на месте... Их запретили всего два года назад - как раз чтобы пресечь злоупотребления инспекторов. Потому что многие квитанций не выписывали, но штрафовали за полцены. Вы сами знаете, как там все запущено: милиционеры получают зарплату пять тысяч рублей и при любой системе будут существовать только за счет штрафов, а система эта будет с ними бороться...

У петербургских юристов, знакомых с этой историей, свое мнение. Адвокат Виталий Узденский, отметил, что "страшилки про возможное восьмилетнее заключение Бичарова - неверны. Да, 291-я статья УК предусматривает срок до восьми лет, но только если преступление было доведено до конца. А здесь - только попытка дачи взятки, значит, по приговору обвиняемый заслуживает лишь двух третей максимального срока - лет шесть от силы. Но главное - он с самого начала повел себя неправильно. По закону лицо, давшее взятку и заявившее об этом, - от ответственности освобождается. Вот и надо было, как только подошли оперативники, заявить, что собирался прямо отсюда, с перекрестка, отправиться в прокуратуру и писать заявление на гаишников-взяточников".

Сотрудники Петербургского управления ГИБДД, которых мы опросили на предмет возможности распространения у нас московской практики борьбы с водителями-взяточниками, отвечали туманно: если начальство прикажет - проведем. Поскольку до сих пор неизвестно, кто инициировал акцию в Москве - Управление собственной безопасности ГИБДД или столичные борцы с экономическими преступлениями, - то неясно, и кого подразумевают под начальством. Одно известно: такие акции не проводятся "залпом" - сначала надо выяснить, чем закончится эпопея с Бичаровым и годится ли этот случай для создания прецедента.

Кстати

Напрасно говорят, что гаишников-взяточников не сажают. За первое полугодие 2004 года в России возбуждено 90 уголовных дел по фактам взяточничества со стороны сотрудников ГИБДД. Правда, это в основном те, кто помогает мухлевать страховым компаниям или их клиентам, соучастники угонщиков, работающие в МРЭО, - в общем, участники организованных преступных групп, занимающихся мошенничеством или хищением автомобилей. Хотя недавно в Москве задержали трех инспекторов, которые стригли купоны с торопящихся по своим делам нарушителей. Их разоблачил местный житель, который установил на балконе видеокамеру и заснял весь процесс получения денег от автовладельцев. Самым вопиющим в этой истории было то, что гаишники промышляли не на своей территории. Но это единичный случай, и в Питере ничего похожего пока не происходило. У нас если гаишники и попадали на скамью подсудимых, то только за откровенное и наглое вымогательство. Например, полтора года назад был случай, когда трезвого водителя обвинили в пьяном вождении и потребовали 500 евро. Нужной суммы у автолюбителя не оказалось, и он договорился, что приедет выкупать свои права на следующий день. Но приехал он в сопровождении обэповцев, снабдивших его диктофоном. Взяточников уволили с работы и приговорили к условным срокам.

Нина Астафьева

Юрсправка  »
Юридические статьи »
Читайте также