Закон суров Но как выполнять его требования - пока никому не понятно

До вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности остается чуть больше трех месяцев. Между тем тарифы и правила страхования до сих пор не утверждены. Страховщики, собирающиеся работать с владельцами автомобилей, этим крайне огорчены.

Впрочем, надежда, как известно, умирает последней. Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Жук заявил, что тарифы и правила страхования по этому закону могут появиться до конца текущей недели, а за три с половиной месяца до введения закона страховщикам и правительству нужно доработать необходимые подзаконные акты. Президент Ассоциации страховщиков России (АРС) Алексей Зубаков считает, что оставшегося времени явно недостаточно, потому что пока нет тарифов и правил, а подзаконные акты никто даже и не думал писать.

Суть закона такова - с 1 июля этого года каждый водитель автомобиля обязан иметь полис страхования автогражданской ответственности. Если по вине водителя происходит авария, то компания, в которой куплен полис, заплатит пострадавшему вместо виновника происшествия. Лимит полисов обязательного страхования будет установлен на уровне $5 тыс. Кто будет проверять наличие полиса, в какой момент у водителя могу потребовать его предъявления, какие санкции грозят за его отсутствие - неясно. Все это должно быть четко прописано в тех самых подзаконных актах, появления которых ждут страховщики. Попросту говоря, чего ждать от закона - пока неизвестно.

Зубаков сообщил, что возглавляемая им ассоциация ведет переговоры с руководством одного из телевизионных каналов о выделении эфирного времени для организации ток-шоу, в котором народу будут подробно объясняться права и обязанности застрахованных граждан. Но время идет, а большинство населения так и остается в неведении даже о том, что с 1 июля что-то для автомобилистов изменится.

Гендиректор РСА Андрей Слепнев считает, что полис обязательного страхования автогражданской ответственности будет дешевле добровольного примерно на 30-50%. Он полагает, что тарифы, внесенные в правительство, слишком низки для Москвы, но вот в регионах по ним можно будет работать.

Сейчас полис автогражданской ответственности со страховым покрытием в $5 тыс. стоит $130-150 в большинстве страховых компаний Москвы. По словам Слепнева, стоимость обязательного полиса для девятой модели "Жигулей" в Москве составит 3 тыс. 960 рублей. Для иномарки, мощность двигателя которой достигает 130 лошадиных сил, полис обязательного страхования автогражданской ответственности в Москве будет стоить 5 тыс. 900 рублей. Так что заявления Слепнева о том, что полис обязательного страхования будет стоить дешевле, чем полис добровольного, несколько лукаво - дешевле "обязаловка" будет только для отечественных машин.

Для иномарок полис будет значительно дороже (исключение составят только иномарки класса "микро" - например, "Форд Ка"). При этом речь не идет о дорогих джипах или спортивных автомобилях с мощными двигателями. Обязательный полис будет стоить дороже практически для всех моделей недорогих иномарок - именно эти машины сейчас и покупает так называемый средний класс. И стоят они зачастую ненамного дороже, чем последние модели "Жигулей". Получается, что водитель "девятки" будет платить за страховку на 2 тыс. руб. меньше, чем водитель "Опеля" или "Фольксвагена". Потребитель получит еще одну дискриминационную меру по отношению к иномаркам.

Меж тем страховые агенты не дремлют. Предприимчивые Остапы Бендеры существовали у нас во все времена. По словам Зубакова, агенты одного крупного страховщика в Саратовской области уже несколько месяцев назад ходили по селам и пугали народ обязательной автогражданкой, собирая с каждого "носа" по 500-600 рублей. По предварительным расчетам РСА, стоимость полиса для той же "девятки", зарегистрированной в сельской местности, составит 554 рубля, для "Оки" - 277 рублей.

Нетрудно догадаться, что никаких документов доверчивые граждане, уже заплатившие за обязательный полис, не получили. Что лишний раз говорит о том, что население не готовится к введению обязательного страхования и даже не задумывается о последствиях отсутствия полисов. А если правительство будет и дальше затягивать утверждение тарифов, то будут правы те, кто считает, что введение закона необходимо отсрочить еще на полгода. Кроме того, сами страховщики опасаются, что через 3-4 месяца после вступления закона в силу они могут столкнуться с лавиной убытков из-за низких тарифов, мошенничества и недостаточной подготовки персонала.

Елена Гостева

"Автогражданка" ждет премьера В марте должны быть утверждены тарифы автогражданской ответственности  »
Юридические статьи »
Читайте также