Страховщики разбирают систему "по косточкам"

В Петербурге обязательным страхованием автогражданской ответственности (АГО) будут заниматься считанные компании.

По информации "ДП", заявки на участие в конкурсе подали три-четыре компании. Их имена станут известны после того, как Госстрахнадзор определится с условиями на получение лицензий.

Объем рынка, к разделу которого уже приступили страховщики, в городе составит приблизительно 2 млрд рублей в год.

Однако уже сейчас понятно, что рассчитывать на этот рынок могут только крупные компании, способные пережить первые 2-3 года введения системы, когда она, как предполагают эксперты, для страховщиков будет убыточной.

"Домашние заготовки"

Как говорит заместитель директора по маркетингу Северо-Западного регионального центра ОАО "РЕСО-Гарантия" Марина Хмырова, к введению обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев в "РЕСО-Гарантия" готовились несколько лет.

Во-первых, создана сеть из 119 филиалов. Во-вторых, -- разветвленная агентская сеть, так как новая система потребует множества точек продаж и подготовленных продавцов. И третья позиция -- проведена актуарная работа по регулированию тарифов, пока, естественно, только на базе добровольных видов автострахования.

Главные идеи, введенные в декабре 2001 года, -- это значительная дифференциация в зависимости от возраста и стажа автовладельцев. "Такая система тарифов позволила сбалансировать наш портфель автострахования, удерживая убыточность по этому виду на приемлемом уровне", -- говорит Марина Хмырова.

Компания будет стремиться к тому, чтобы клиент покупал не только полис обязательного, но и полис добровольного страхования АГО.

"В Петербурге мы готовим техническую базу, сервисную службу, увеличиваем число экспертов. Готовимся к тому, чтобы открывать дополнительную диспетчерскую службу. Делаем все для того, чтобы справиться с лавиной грядущих выплат. В целом в "РЕСО-Гарантия" за 10 месяцев этого года количество заключенных договоров по автострахованию составило 82,544 тысячи, а за аналогичный период прошлого года -- 49,714 тысячи. По автострахованию с 1 января по 1 ноября этого года собрано 1,439 млрд руб. Эта сумма более чем в 2 раза превысила аналогичный показатель прошлого года. Выплаты по автострахованию за первые 10 месяцев составили 657,094 млн руб.", -- говорит Марина Хмырова.

Пока без ответа

В компании ОАО СК "Русский мир" страхование автогражданской ответственности выведено в отдельный проект. Его ведет Юрий Архангельский, имевший успешный опыт внедрения аналогичной системы в Казахстане. С его точки зрения, в российском правовом поле на эту тему больше вопросов, чем ответов: "Расчеты тарифов проводились Российской ассоциацией страховщиков ответственности владельцев транспорта (РАСОВТ). Я считаю, они были сделаны грамотно. На каком основании Минфин эти ставки снижает -- непонятно. Вполне возможно, что в нынешнем варианте документы приняты не будут, поскольку уже сейчас этот вид страхования убыточен.

Государство во многом выиграет, потому что оно с себя складывает бремя ответственности по выплатам при потере кормильца, по выплате инвалидам I, II и III групп, при потере ими нетрудоспособности в результате ДТП, а также по оплате больничных листов и затрат на лечение. Эта обязанность теперь возлагается на страховщика. Вызывает сомнение, что РСА (правопреемник РАСОВТа) будет в состоянии осуществлять страховые выплаты за всех, у кого полисов нет. Здесь предстоит серьезная работа для страховщиков, потому что я полагаю, что будет много случаев мошенничества.

К сожалению, в связи с требованием закона еще нет ни одного подзаконного акта, которые бы выпустили Минфин и МВД. Также непонятно, чьим базам данных и когда будет присвоено звание федерального ресурса, будет ли у страховщиков право ими пользоваться и в каких пределах.

Одним из вариантов того, как будут распределяться собранные в рамках программы обязательного страхования средства, предусматривается, что компания может оставить себе не более 5% от суммы средств, оставшихся по договорам страхования, и 20% -- на ведение дел. В эти рамки на первом этапе введения системы обязательного страхования автоответственности страховщики явно укладываться не будут".

Чтобы выйти на уровень рентабельности по страхованию АГО, "Русскому миру" потребуется застраховать ответственность владельцев не менее 1 млн машин. Согласно проведенным замерам на заполнение одного полиса и заявления требуется в среднем 20 минут. Для того чтобы застраховать такое количество людей, надо увеличить штат компании чуть ли не вдвое только за счет операторов (не агентов), которые будут заносить данные в компьютер. Такое могут себе позволить только крупные компании.

"Однако не думаю, что найдется хоть одна компания, которая откажется от участия в обязательном страховании автогражданской ответственности, в какие бы условия государство их не поставило. Одно то, что оно озаботилось принятием этого закона, подтолкнуло многих автовладельцев к страхованию не только ответственности, но и самих машин.

Так, с того момента, как стал активно обсуждаться этот законопроект, число страхователей у нас в компании значительно выросло. По Петербургу сбор страховых премий по автострахованию за 9 месяцев 2002 года увеличился в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 года, а выплаты выросли в 3,8 раза", -- утверждает Марина Хмырова.

Валентина Шестакова

Минфин пожалел автолюбителей  »
Юридические статьи »
Читайте также