Минфин пожалел автолюбителей

Минфин закончил расчет тарифов по страхованию автогражданской ответственности, которое станет обязательным с июля 2003 г. Базовый тариф для частных автомобилей составил 1978 руб. , что на 822 руб. меньше ставки, предложенной страховщиками. Минфин счел, что высокий тариф вынудит население просто бойкотировать закон.

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности должен вступить в силу 1 июля 2003 г. Ответственный за подготовку тарифов департамент страхового надзора Минфина неоднократно переносил сроки сдачи расчетов из-за отсутствия статистических данных. Помочь чиновникам взялись страховые компании, которые в начале ноября рассчитали базовую ставку в 2110 руб. , а в конце ноября повысили расчеты до 2800 руб.

В конце ноября Минфин отстранил страховщиков, включая и Российский союз автостраховщиков (РСА) , от участия в работе над расчетом тарифов. По словам замминистра финансов Михаила Моторина, курирующего деятельность рабочей группы Минфина, тарифы были окончательно определены в начале недели. Проект правительственного постановления, которое должно утвердить тарифы, уже разослан в ведомства на согласование.

Моторин сообщил, что базовый тариф для легковых автомобилей граждан по расчетам Минфина составил 1978 руб. , что на 822 руб. ниже уровня, предложенного страховыми компаниями. Зато в варианте чиновников сохранились региональные коэффициенты. То есть для Москвы (коэффициента "2") полис гражданской ответственности для автолюбителей будет стоить $123,6 против $175, предложенных страховыми компаниями. Базовая ставка по страхованию автотранспорта юридических лиц составит 2571 руб. против 3920 руб. в варианте страховщиков.

Кроме того, Минфин ввел еще коэффициенты зависимости от мощности двигателя, чего не было в расчетах страховщиков. По словам директора "РСА" Андрея Слепнева, вводится 7 классов мощности автомобилей, к которым применяется коэффициент от 0,5 до 1,9. По его словам, коэффициент "1" будет применяться к автомобилям с двигателями мощностью 70 - 100 л. с. В эту категорию попадают практически все российские машины, за исключением "Оки".

Руководители страховых компаний неоднократно заявляли, что низкие ставки приведут к убыточности обязательного страхования. Но предлагаемые ими $175 для Москвы - это выше нынешних коммерческих тарифов по добровольному страхованию автогражданской ответственности. Полис автогражданской ответственности на $10 000 в Москве можно приобрести за $120 - 150.

Замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов говорит, что тарифы Минфина "не являются априори невозможными, хотя риск закрыть год с убытками существует". Его коллеги высказываются жестче. Замгендиректора РОСНО Леонид Меламед считает тарифы Минфина сильно заниженными. Директор РСА Андрей Слепнев, анализировавший документ Минфина, считает, что тариф "неверно посчитан". "Не учтен рост парка автомобилей, рост стоимости ремонтных работ, запчастей, постепенное увеличение числа страховых случаев", - говорит он. И Меламед, и Слепнев видят в решении Минфина политическую подоплеку.

"Слишком высокие ставки приведут к снижению количества застрахованных", - говорит Моторин. Президент "Коллегии правовой защиты автовладельцев" Виктор Травин считает, что закон в принципе принят с целью "набить карманы страховых компаний". По его мнению в независимости от размера тарифов с 1 июля закон не заработает "из-за гигантского сопротивления" автомобилистов.

Моторин считает, что недостаточный поток клиентов может снизить устойчивость страховщиков. Правда, Слепнев уверен, что на устойчивость скорее повлияют низкие взносы, которых может не хватить на выплаты. На претензии же по поводу расчетов Моторин отвечает, что Минфин ориентировался не только на статистику, представленную компаниями, но и на нынешние рыночные тарифы. "Мы также уменьшили расходы на ведение дел страховщиками", - добавил он.

Страховщики пока не решили, будут ли они участвовать в реализации закона при таких тарифах, и ждут решения правительства. По словам Иванова из "РЕСО", участие крупных компаний на этом рынке, который оценивается в $1,5 - 2 млрд, может быть ограниченным. "Можно получить лицензию, но сосредоточиться на своих клиентах, а не предлагать полисы на каждом перекрестке", - добавляет он.

Павел Миледин

Новый законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" проходит оформление в Госдуме.  »
Юридические статьи »
Читайте также