"Ехал на зеленый с красными прожилками..."

Кодекс об административных правонарушениях, вступивший в действие с 1 июля 2002 года, до сих пор неоднозначно оценивают и водители, и инспекторы.

Чтобы разобраться, какие плюсы и минусы несет в себе новый закон для автомобилистов и сотрудников ГИБДД, мы отправились на дежурство по улицам столицы вместе с инспекторами 2-го батальона ДПС Центрального административного округа Москвы Борисом Оденецким, Дмитрием Кузнецовым, Наилем Халилулиным и Сергеем Коневым. Они комментировали наиболее типичные происшествия, случившиеся во время этого дежурства.

Невиноватый я...

На Николоямской улице у дома N 30 под эстакадой Садового кольца на перекрестке столкнулись две "девятки". Александр, водитель белой машины, рассказывает, что проезжал светофор на мигающий зеленый свет. Юрий, находившийся за рулем зеленой машины, утверждает, что, съезжая с эстакады, остановился на красный сигнал светофора. После включения разрешающего сигнала он тронулся и, выехав на перекресток, столкнулся с другой машиной. Ни один из водителей виновным в аварии себя не считает.

Комментарий инспектора:

Основная задача инспектора — грамотно составить схему происшествия, взять объяснения от участников ДТП, выдать справку, в которой записывается, где и когда произошла авария, какие повреждения получила машина, и сведения о другом участнике транспортного происшествия. В данном случае установлено, что водитель белой "девятки" нарушил правила дорожного движения, выехав на красный сигнал светофора. Был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по делу об административном правонарушении. На водителя, нарушившего ст. 12.12. КоАП (проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика), наложен штраф в размере 100 рублей.

Вообще много аварий происходит из-за желания водителей "проскочить" на светофоре. Порой объяснения бывают даже курьезными: "Я ехал на зеленый с красными прожилками" или: "Я ехал на разгорающийся красный".

С одной стороны, с вступлением в действие нового кодекса у инспектора стало больше прав. Раньше мы только выявляли, с чьей стороны допущено нарушение правил дорожного движения, и на это лицо составляли протокол об административном правонарушении, то есть декларировали сам факт совершения правонарушения. Теперь же инспектор, приехав на место ДТП, сразу может вынести постановление, где указываются санкции за нарушение правил дорожного движения. Оно может быть в дальнейшем обжаловано, но на данном этапе решение инспектора окончательное и рассмотрение аварии полностью закончено. По прошлому кодексу ответственность за аварии рассматривалась только руководителем подразделения.

С другой стороны, в новом законе вообще не предусмотрена ответственность за ДТП. В прежнем кодексе была статья за нарушение правил дорожного движения, повлекшее материальный ущерб. Теперь такой статьи нет. То есть если водитель проехал на красный сигнал светофора и совершил ДТП, то его накажут только за проезд на красный свет. Инспектор в протоколе запишет, что водитель нарушил пункт такой-то правил дорожного движения, в результате чего произошло ДТП. Но при этом он привлекает нарушителя не к административной ответственности за совершенное ДТП, а только за нарушение правил. Видимо, в новом кодексе сделан упор на то, что будет действовать закон об обязательном страховании гражданской ответственности. А пока этого закона нет, в выигрыше оказываются виновные в ДТП.

Адрес известен — группа разбора происшествий

На пересечении Дербеневской набережной и бокового проезда Новоспасского моста столкнулись "ВАЗ-2110" и "ЗАЗ-1102".

По словам Лены, водителя "десятки", она двигалась на мигающий зеленый сигнал светофора в крайнем левом ряду для поворота под Новоспасский мост. В этот момент слева резко выехала "Таврия". Алексей, водитель "Таврии", утверждает, что начинал движение на зеленый сигнал светофора.

Комментарий инспектора:

Постановление по делу об административном правонарушении выносится инспектором сразу только в том случае, если налицо явное нарушение правил дорожного движения одним из водителей. В данном случае это установить невозможно, поскольку оба водителя утверждают, что ехали на зеленый свет, а свидетелей транспортного происшествия нет. Поэтому мы можем только констатировать факты, составить схему, зафиксировать все относящиеся к данному ДТП предметы.

Согласно кодексу на месте этого происшествия составлено два протокола — на каждого водителя. На основании показаний водителя "Таврии" протокол составлен на водителя "десятки", и наоборот. Дальше разбор происшествия будет происходить в группе разбора ДТП.

Водитель может не согласиться с решением, вынесенным в группе разбора, и обжаловать его в суде. Если виновный отказывается добровольно возместить ущерб, этот вопрос решается через суд, который определяет, кому, сколько и как платить.

В Костомаровском переулке у дома N 10 столкнулись машины "ГАЗ-2410" и "ВАЗ-2109". Удар был настолько сильным, что обе машины отбросило на обочину. Как и в предыдущих случаях, оба водителя отрицают свою вину и дают противоречивые объяснения происшествия.

Комментарий инспектора:

По показаниям водителей невозможно установить точную картину происшествия. Единственное, что они показывают одинаково, — место столкновения, которое находится в 37,3 метра от задних колес "Волги". Свидетелей происшествия нет, а ехавший в "Жигулях" пассажир подтверждает показания водителя.

Поскольку виновный в ДТП не очевиден, составляется два протокола для каждого участника, постановление же по делу об административном правонарушении вынесено в данном случае быть не может. Выявлять виновного будет группа разбора, там же наложат административное взыскание на того участника ДТП, который будет признан виновным. Но в основном все подобные спорные происшествия заканчиваются судом.

На Спартаковской улице у дома N 17 машина "ВАЗ-2110", которую водитель Александр забыл поставить на ручной тормоз, покатилась вперед и поцарапала бампер "Ауди". Александр полностью признает свою вину.

Комментарий инспектора:

За нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (ст. 12.19. КоАП) Александр должен уплатить штраф в размере 50 рублей. Несмотря на бесспорность ситуации, участники происшествия вызваны в группу разбора, поскольку Марине, водителю "Ауди", нужна справка для страховой компании.

Новый кодекс не предусмотрел многие вещи, например, гарантии взыскания штрафа в полном объеме. Он предусматривает наложение штрафа, привлечение к ответственности, но этот институт пока не работает. Необходимо взаимодействие со службами, которые обеспечивают взыскание штрафа, в том числе судебными приставами-исполнителями. Раньше у водителя задерживалось водительское удостоверение. Сейчас же такой меры воздействия на нарушителя нет.

На добровольную уплату штрафа отведено 30 дней. Но по новому закону на нарушителя не возложена обязанность сообщить в автоинспекцию о том, что он уплатил штраф, то есть, даже если штраф и уплачен, в ГАИ об этом не известно. И мы все равно вынуждены направлять бумаги судебному приставу. В нашем батальоне три человека заняты только тем, что отправляют материалы.

Штрафы сейчас не платятся. Фактически действенных рычагов приведения в исполнение постановления по делу об административном правонарушении нет.

К сожалению, в новом кодексе исключены некоторые составы правонарушений, которые были в прежнем. Например, столкновение в результате движения задним ходом.

Если за рулем — пьяный

На улице Сергия Радонежского у перекрестка столкнулись машины "ВАЗ-21083" и "ВАЗ-2101". Раиса, водитель "восьмерки", рассказала, что примерно в 50 метрах от светофора перестраивалась в правый ряд, когда заднее крыло задела другая машина.

За рулем "копейки" находился Дмитрий, по словам которого его машина двигалась во втором ряду, когда он услышал шум и остановился.

Инспектор направил Дмитрия на медицинское освидетельствование. Врач наркологической больницы дал заключение о том, что Дмитрий находится в состоянии алкогольного опьянения.

Комментарий инспектора:

В данном случае водителем "копейки" были нарушены две статьи КоАП: нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части (ст. 12.15.) и управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (ст. 12.08.). За нарушение первой статьи наложен штраф в размере 200 рублей, вопрос же о лишении права управления решит суд.

Наверное, новый закон лучше защищает права граждан. Но с практической точки зрения еще не все сделано для его выполнения. Раньше, получив заключение врача о том, что водитель находится в состоянии опьянения, инспектор составлял протокол об административном правонарушении и задерживал транспортное средство.

Сейчас инспектор должен составить протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении водителя на медицинское освидетельствование. После получения заключения врача составляется протокол об административном правонарушении и протокол о направлении транспортного средства на охраняемую стоянку. И это помимо всех остальных обязательных документов — схем, справок и т. д. Бумажной работы увеличилось в два раза. Всю ее инспектор должен проделать не в кабинете, а на дороге, да к тому же с пьяным. Кроме того, поскольку до сих пор не установлен порядок задержания машин и постановки их на штрафные стоянки, то фактически после получения протокола об отстранении от управления транспортным средством, водитель может снова сесть за руль. Все это если и защищает права граждан, то явно усложняет работу сотрудников ДПС.

По десяти статьям кодекса предусмотрено лишение водительских прав. Но этот институт тоже практически не работает. ГАИ приходится теперь взаимодействовать с судами, которые пока еще не настроены на сотрудничество.

С принятием нового кодекса отношение водителей к инспектору ДПС стало другим. И мы это чувствуем.

*** Итак, по прошествии четырех месяцев с начала действия Кодекса об административных правонарушениях можно подвести некоторые итоги.

С одной стороны, новый кодекс уравнял в правах водителя и инспектора. Хотя у инспектора и прибавилось бумажной работы, повышена ответственность за полноту и качество составляемых документов. Взаимоотношения водитель — инспектор поставлены на правовую основу. С другой стороны, кодекс не может работать в полную силу до вступления в действие закона об обязательном страховании гражданской ответственности, без четкой работы судов и судебных приставов-исполнителей, создания компьютерной базы нарушителей с данными о наложенных и уплаченных штрафах. Отсутствие до сих пор постановления правительства о порядке задержания машин и постановки их на штрафные стоянки не позволяет полностью обеспечить неотвратимость наказания водителей, находящихся за рулем в состоянии опьянения. И до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, хулиганы на дороге могут чувствовать себя вольготно.

Инна Данилова

Губернатор оценил нарушения  »
Юридические статьи »
Читайте также