Весь коллектив в пене Таможенники запретили ввозить дешевую косметику

Под Новый год россиян ожидает неприятный сюрприз. Цена традиционных подарков - парфюмерии и косметики - может ощутимо вырасти, а некоторые марки и вовсе исчезнут с полок магазинов. Виной тому - новое письмо Государственного таможенного комитета, начавшего в начале ноября борьбу с "серыми" импортерами. В распоряжении "Финансовых Известий" оказался текст письма, в котором четко расписаны цены духов и косметики всех категорий. Ввозить их дешевле отныне запрещено.

В официальном письме таможенным постам, составленном в конце октября, ГТК распорядился контролировать цены на ввозимую в Россию парфюмерию и косметику. Импортеры, по словам таможенников, слишком часто пользовались "серыми" схемами при ввозе этих товаров. То есть намеренно занижали их стоимость, чтобы заплатить меньшую пошлину на границе. По разным оценкам, доля "серой" косметики и парфюмерии сегодня составляет на рынке от 30 до 70 процентов.

В список особо подозрительных товаров вошли духи, туалетная вода, помады, тени для глаз, шампуни, пены для ванной и даже средства для бритья. Все эти товары таможня поделила на несколько категорий в зависимости от цены: "люкс", "миддл-маркет", "масс-маркет" и товары неизвестных марок из восточных стран и стран СНГ. Несмотря на то, что в самом письме такое деление признается условным, таможенникам все же объясняют, как отличить на глаз дорогой товар от дешевого. Например, дорогие духи должны иметь только "натуральные оттенки или нейтральные оттенки различных цветов".

Чтобы заставить импортеров платить по-честному, таможенники полтора года собирали информацию по каждой категории товара. Из письма становится ясно, что туалетная вода "масс-маркета" не может стоить менее $5 за килограмм. Дорогие средства для макияжа губ и глаз - не менее $25 за кг, а их аналоги из стран СНГ - не менее $3 за кг.

По словам участников рынка, в письме ГТК не обошлось без ошибок: стоимость одних товаров оказалась выше, других - ниже, чем на самом деле. Как объяснил "Финансовым Известиям" исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Владимир Салев, дальнейшая ситуация на рынке - поведение основных игроков и их ценовая политика - будет зависеть от того, смогут ли поставщики косметики договориться друг с другом и предложить таможне через Торгово-промышленную палату свое видение минимальных цен на парфюмерию и косметику. "Если руководители компаний не пойдут цивилизованным путем и захотят и дальше занижать стоимость, они проиграют, - говорит Владимир Салев. - А стоимость импортной косметики вырастет".

Аналитики рынка, однако, уверены, что компаниям вряд ли удастся пролоббировать свою схему определения цен на парфюмерию и косметику. И подорожания на рынке не миновать.

"Серые" схемы импорта - серьезный источник внутренней рентабельности компаний, - говорит старший консультант компании BKG Римма Чайникова. - Компании будут компенсировать потери за счет потребителя. Похожая ситуация уже была на рынках стройматериалов, мебели: после того как таможня начинала контролировать цены в декларациях, стоимость продукции обязательно росла".

Письмо ГТК в первую очередь означает подорожание наиболее дорогой косметики. Именно ее, по словам таможенников, чаще всего пытаются провезти под видом дешевой. А вот продукции крупных компаний по производству косметики "масс-маркета" (к примеру, Nivea или L"oreal) подорожание, возможно, не коснется. Такие компании работают с таможней по-честному и, закладывая таможенные платежи в цену товара, продают свою косметику по высоким ценам, в последнее время сопоставимым с косметикой класса "люкс" (изрядная часть которой ввозится по "серым" схемам).

Участники рынка пока отказываются прогнозировать, насколько вырастут цены на рынке косметики. Очевидно лишь, что в цену будет как минимум заложено увеличение пошлины. К примеру, если до сих пор таможня ориентировалась на то, что килограмм шампуня должен стоить около 1,5 доллара (1 кг - это примерно 3 упаковки шампуня), то теперь ценовой диапазон вырос - от 1,1 до 4 долларов за кг. И розничная цена одной упаковки шампуня вырастет как минимум в полтора раза.

Екатерина Выхухолева

Парфюмерный рынок запахнет качеством Даже отдаленные таможенные посты смогут отличить "Шанель" от "Красной Москвы"  »
Юридические статьи »
Читайте также