Михаил Касьянов продлил жизнь "челнокам"

В понедельник стало известно, что премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление, которое продлевает жизнь российским "челнокам" и ставит крест на частном ввозе новых автомобилей иностранного производства.

"Челнокам" в два раза увеличили квоту беспошлинного ввоза

Премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление, которое с 1 января 2003 года увеличило квоту беспошлинного ввоза товаров с $1 тыс. до $2 тыс. Таким образом, глава кабинета поддержал идеи руководителей Государственного таможенного комитета, выступающих за либерализацию "челночного" бизнеса. В Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) считают, что квоту "челнокам", напротив, следовало снизить до 500 долларов. По расчетам министерства, каждый год "челноки" ввозят в страну товаров народного потребления на $10 млрд. В следующем году, видимо, эта сумма удвоится.

Новое постановление разрешило с нового года ввозить без уплаты таможенных пошлин товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и общий вес которых не превышает 50 кг. К товарам, ввозимым сверх квоты, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм. Получается, что в правительстве не поверили в расчеты Минэкономразвития, которые показывали, что "челночная" торговля идет на убыль и утрачивает свою социальную значимость - недостатка в дешевых товарах на рынке нет, уровень безработицы в приграничных регионах уже не столь велик, как это было в начале 90-х.

По словам главы торгового представительства России в Китае Сергея Цыплакова, объемы "челночной" торговли Китая с Россией начинают снижаться. "В последние месяцы стало ясно, что эта неорганизованная торговля начинает препятствовать цивилизованному бизнесу и ее надо постепенно сворачивать. Она стала вредить планам выхода на российский рынок крупных китайских компаний - имидж "челночного" товара и "серые" схемы его растаможки играют против крупных корпораций", - считает Сергей Цыплаков. Замирает "челночный" бизнес на Востоке, сходит на нет и на Западе.

Приграничный город Багратионовск последнее десятилетие жил на доходы от "челночного" бизнеса. Учителя и врачи, инженеры и механизаторы вынуждены были в одночасье стать бизнесменами и кормить свои семьи, торгуя на рынках российского анклава. Одеждой и промтоварами, привезенными из соседней Польши.

- У нас в городе этим занимался каждый второй, - рассказала биолог Ольга Левашова. - Жить ведь на что-то надо было. Сейчас как-то все уже потихоньку отходят от этого бизнеса. Те, кто заработал на "челночестве" хорошие деньги, давно уже открыли собственные магазины, кафе и производства. Кто не заработал, вернулся к привычной работе.

В Багратионовске не принято стыдиться своего прошлого: в городе собираются увековечить труд, которым пришлось заниматься не от хорошей жизни жителям приграничья.

- В ближайшее время или к новому году, или сразу же после праздников мы планируем открыть памятник "челноку", - сообщил "Известиям" мэр Багратионовска Олег Шлык. - Эскиз уже утвержден, деньги почти все собраны, изготовитель тоже определен. То, что делает сейчас правительство, вполне разумный шаг. Необходимо переводить людей с "челночного" бизнеса в сектор реальной экономики. У нас в районе дефицит кадров, поэтому трудоустроим всех желающих и на хорошие места с приличной зарплатой. Кстати, наши соседи поляки давно ужесточили таможенные требования к "челнокам". В первую очередь - к своим. Тем не менее в приграничной торговле задействовано в три раза больше граждан соседней страны, чем россиян.

Эскиз памятного знака реалистичен до обыкновения: согбенный под тяжестью огромных баулов и сумок бесполый "челнок", то ли женщина, то ли мужчина, стремится куда-то вперед. Не иначе как к светлому будущему. Будущее наступило: "челночный" бизнес сам по себе приходит в упадок. Наверное, поэтому правительство и решило его поддержать.

Частники перестанут ввозить новые автомобили

Западные автопроизводители получили от российского правительства царский подарок. "Серый" ввоз новых иномарок, который под давлением официальных дилеров сократился за последние два года на порядки, вскоре исчезнет совсем. Премьер-министр РФ Михаил Касьянов постановлением правительства № 718 уравнял ставки таможенных пошлин и налогов на ввоз новых автомобилей (не старше 3 лет с момента выпуска) юридическими и физическими лицами. Сейчас частник отдает таможне примерно в полтора раза меньшую сумму, чем платит компания. Наиболее существенная льгота, которой пользовались "частники", - освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. С 1 января 2003 года, в соответствии с постановлением правительства, этих льгот частный ввоз лишается.

Для новых автомобилей, передает агентство РБК, стоимость которых не превышает 325 тыс. рублей, таможенная пошлина составит 48% таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя; стоимость более 325 тыс. рублей, но не выше 650 тыс. рублей - 48% таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб.см; от 650 тыс. рублей до 1 млн 625 тыс. рублей - 48% таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб.см; от 1 млн 625 рублей до 3 млн 250 тыс. рублей - 48%, но не менее 7,5 евро за 1 куб.см; от 3 млн 250 тыс. рублей до 6 млн 500 тыс. рублей - 48%, но не менее 15 евро за 1 куб.см; более 6,5 млн рублей - 48%, но не менее 20 евро за 1 куб.см.

В правительстве считают, что сегодняшняя пошлина для "частников", отсутствие в ней евросоставляющей позволяют физлицам занижать таможенную пошлину импортируемых автомобилей и таким образом снижать таможенные издержки. Новые автомобили декларируются по цене на порядок ниже реальной, говорят в департаменте правительственной связи и информации, а возможность проверить подлинность документов у таможенных органов практически отсутствует.

Для подержанных автомобилей (старше трех лет с момента выпуска) порядок применения единых ставок оставлен без изменений.

Илья Стулов, Мария Игнатова, Игорь Попов, Калининград - Москва

Россия либерализует алмазный рынок В пользу "АЛРОСА"  »
Юридические статьи »
Читайте также