От "Жилья-2000" к "Жилью-2020"?

10 июня Госдума приняла в первом чтении сразу 27 законопроектов, касающихся решения жилищной проблемы.

Ключевой документ - новый Жилищный кодекс (ЖК). Мы ведь до сих пор живем по старому кодексу, где написано, что "в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем - удовлетворения потребности трудящихся в жилье".

Вопрос не в том, будут ли отменены архаичные декларации. А в том - поможет ли новый кодекс (и остальные законопроекты) выйти из "жилищного тупика".

"вас тут не стояло"

Сегодня улучшить свои жилищные условия хотят более 60% российских семей. Очередников, имеющих, по действующему ЖК, законное право на "улучшение", - 14 миллионов человек. Своей очереди они ждут по 15-20 лет. Для того чтобы предоставить жилье всем очередникам по социальной норме, надо построить не менее 330 миллионов квадратных метров жилья. При себестоимости жилья 300 долларов за метр на это потребуется около 100 миллиардов долларов. Весь российский бюджет сегодня - около 70 млрд долларов. А доля граждан, которые могут сами решить свои жилищные проблемы, построив жилье, не превышает 9%.

Правительство считает, что с принятием новых законов, уже к 2010 году число тех, кто сможет купить себе квартиру, увеличится до 25-30%, а к 2020 году эта доля возрастет до 60-70%. Его оппоненты полагают, что эти обещания не сбудутся, а новый Жилищный кодекс и вовсе называют "антисоциальным". Скажем прямо - основания для опасений есть.

Для начала: Жилищный кодекс фактически отменяет принципы внеочередного и первоочередного предоставления жилья нуждающимся.

В старом кодексе предусматривалось, что в первую очередь жилье предоставляется инвалидам и участникам войны и семьям погибших, лицам, страдающим рядом тяжелых хронических заболеваний (например, открытой формой туберкулеза), многодетным семьям, одиноким матерям, учителям, семьям при рождении близнецов и так далее. А правом на внеочередное предоставление жилья обладали те, чье жилье стало непригодным для проживания в результате стихийного бедствия, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей при выходе из детских домов, выпускники вузов и аспиранты, направленные на работу по распределению.

Теперь все это отменяется - жилье нуждающимся будет предоставляться исключительно исходя из времени постановки на учет. Единственное исключение - те, кто ранее проживал в жилых помещениях, которые "стали непригодными для проживания в результате аварийного состояния, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации и ремонту или реконструкции не подлежат". Всем остальным в случае чего скажут "вас тут не стояло".

Последствия не требуют особых комментариев. Особенно в той части, которая касается выпускников детских домов: по сути, правительство предлагает выкинуть их на улицу, "с ходу" пополнив армию бомжей...

Бюрократ проходит как хозяин

Нормы нового ЖК дают чиновникам огромную власть над гражданами. Так, в нем содержится положение, касающееся вселения членов семьи в государственные и муниципальные квартиры, занимаемые по договору социального найма. Несовершеннолетних детей можно будет вселить без согласия местных властей. А вот жену или мужа - нет: чиновник может это запретить, если в результате вселения жилая площадь, приходящаяся на человека, станет меньше "учетной нормы". Ведь в этом случае граждане будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и могут, чего доброго, встать на очередь...

И еще одна норма: в случае самовольного переустройства квартиры (под этим подразумевается "установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования") чиновники могут потребовать от граждан привести квартиру в прежнее состояние. А в случае отказа - лишить жилья. Если гражданин проживает по договору социального найма - этот договор может быть расторгнут по суду. Если квартира находится в собственности - по суду же может быть принято решение о ее продаже с торгов с выплатой бывшему собственнику полученных денег...

Если земельный участок, где находится жилой дом, понадобился властям, они получают право выселить граждан. Но если кто-то думает, что им предложат другое жилье, он сильно ошибается. Предложат не квартиры, а деньги - сумму, рассчитанную чиновниками органов инвентаризации. Не сомневайтесь: она будет куда меньше той суммы, которая нужна для покупки другой, равнозначной квартиры. Все описанное выше уже стало предметом крупного скандала. Ряд независимых депутатов Госдумы обещает обжаловать положения, касающиеся возможного выселения граждан, в Конституционном суде. Более того, антиконституционными полагает эти нормы и Федеральная антимонопольная служба...

Платите "по полной программе"?

Отдельная глава нового ЖК посвящена плате за жилье и коммунальные услуги. Но и здесь граждан не ждет ничего радостного. Кодекс отменяет ныне действующие федеральные стандарты предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также и устанавливаемую на федеральном уровне предельную долю собственных расходов граждан на квартплату. Все это предлагается отдать "на откуп" региональным и местным властям. К чему это приведет - понятно. В относительно богатых регионах еще смогут удержать оплату ЖКУ в приемлемых рамках, в "бедных" - заставят платить "по полной программе".

К тому же в Жилищном кодексе будет записано: "плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в зависимости от периодичности, уровня качества и перечня услуг и работ". И если размер этой платы для всей страны будет устанавливаться органами местного самоуправления (иначе говоря, выборной представительной властью, на которую можно как-то повлиять), то для Москвы и Петербурга сделана специальная оговорка: это будут делать органы исполнительной власти.

И еще: новый ЖК предусматривает, что собственники жилья должны полностью оплачивать капитальный ремонт дома. При этом возможны два варианта. Первый - собственники на общем собрании многоквартирного дома в "добровольно-принудительном" порядке решают, сколько они будут за это платить. Второй - если собрание не приняло решения, то размер платы за капительный ремонт установит исполнительная власть.

"Износ жилого фонда сегодня - более 60%, - говорит руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. - В этих условиях недопустимо возлагать на собственников обязанности по оплате капитального ремонта. Ведь подавляющее большинство собственников - не "новые русские", которые построили себе элитные квартиры: (их дома еще много лет не будут нуждаться в капитальном ремонте), а обычные граждане, которые в свое время или бесплатно приватизировали квартиры, полученные от государства, или вступили в ЖСК. Прислушаются ли к этим аргументам?

Питерский вариант

В Петербурге, как известно, квартиры дают только тем, кто встал на очередь до 1 января 1979 года. А во всей очереди стоит около 700 тысяч человек, почти 300 тысяч семей - примерно 15% населения Петербурга. При этом правом на обеспечение жильем во внеочередном и первоочередном порядке обладают 255 тысяч человек (107 тысяч семей), то есть 37% от общего количества нуждающихся в улучшении жилищных условий в Петербурге.

Город, однако, способен обеспечить жильем 5-6 тысяч семей в год. И даже те, кто имеет право на внеочередное получение жилья по медицинским показаниям - например, больные открытой формой туберкулеза, - могут годами дожидаться квартиры.

Несколько лет назад был принят закон "О жилищной политике Санкт-Петербурга". Но, к сожалению, он так и не изменил ситуацию: в городской бюджет ежегодно закладывались явно недостаточные средства для того, чтобы решить жилищную проблему.

Впрочем, недавно в городское законодательство была введена норма, по которой земельный участок под жилищное строительство может быть предоставлен без конкурса, целевым образом, если застройщик обязуется передать 10% построенного жилого фонда в собственность города. После чего можно будет использовать это жилье для очередников.

Следующий шаг, сделанный в Северной столице, - недавно принятый в первом чтении закон «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан». Согласно этому закону, нуждающимися в содействии со стороны города и претендующими на представление государственного жилья будут признаваться те, кто не менее 10 лет непрерывно живет в Петербурге, имеет жилье в размере менее 10 квадратных метров общей площади на человека и доход на каждого члена семьи менее двукратного прожиточного минимума.

Получать жилье граждане будут в размере не менее 33 квадратных метров общей площади для одиноких и в размере не менее, чем по 18 метров общей площади на каждого члена семьи из двух и более человек.

Закон вводит и другую категорию нуждающихся - тех, кто может получать помощь от городских властей не путем предоставления жилья, а путем предоставления субсидии на его строительство или приобретение. Или - путем содействия в обмене занимаемых жилых помещений. Или - путем приобретения жилья за счет жилищных сертификатов.

Хотелось бы верить, что это поможет изменить к лучшему хотя бы питерскую ситуацию...

Разработчики нового жилищного кодекса предполагают, что богатые и бедные будут жить в разных кварталах.  »
Юридические статьи »
Читайте также