Сотрудник -- читатель, а не писатель Должностные инструкции нужны не всем

Компания, которая заинтересована в максимальной четкости бизнес-процессов, сама определяет должностные обязанности персонала.

"К понедельнику напишите ваши должностные обязанности". Подобные просьбы от руководства не редкость. По мнению специалистов, это чревато тем, что однажды окажется, что от сотрудника ожидали работы "в несколько ином направлении". Выяснится это после того, как тот уже "впряжется" в работу.

С точки зрения экспертов, участие сотрудника в составлении должностной инструкции (ДИ) лишнее.

"В нашей компании ДИ разрабатываются по иерархическому принципу, -- говорит директор по персоналу ОАО "Севкабель-Холдинг" Елена Южакова. -- Такой подход логичен: руководителю виднее, кто что должен делать, чтобы проект реализовался. При необходимости в ДИ вносятся изменения или дополнения".

По мнению управляющей отделом кадров ЗАО "Мегамарт" Елены Смирновой, участие сотрудника в разработке ДИ теоретически возможно только в том случае, если аналогичной позиции в компании раньше не было и руководитель не представляет, что должен делать какой-нибудь программист-аналитик.

В ряде компаний уверены, что инструкции -- это лишнее. По словам генерального директора ИАЦ "Бизнес-территория" Ильи Шамина, в его агентстве должностных инструкций нет. "Высококомпетентному и хорошо мотивированому сотруднику должностная инструкция не нужна, -- говорит он. -- Если менеджер потребует ее, он перестанет меня интересовать как член команды".

По данным HR-консультанта Ольги Севаcтьяновой, наличие ДИ говорит о том, что компания прошла этапы формирования и роста, славящиеся беспорядочностью и беспределом, и вышла на новый уровень -- стабилизацию.

"Трудовой кодекс требует наличие ДИ только у госструктур, -- говорит консультант ООО "БКТ" Дмитрий Касьянов. -- Коммерческие организации вправе выбирать -- распределять обязанности по справедливости или нагружать избранных. Десятки крупных успешных компаний сознательно отказались от ДИ, поскольку так удобнее манипулировать персоналом. Если компания разрешает сотруднику самому придумать себе обязанности, это можно трактовать как формальное отношение к ДИ. Но если ДИ составила компания -- значит, она заинтересована в максимальной четкости бизнес-процессов".

факты

три задачи, которые решают должностные инструкции:

- облегчают адаптацию нового сотрудника;

- разграничивают сферы ответственности и компетентности;

- дают сотруднику возможности самостоятельно управлять и контролировать свою деятельность.

Источник: "ДП"

Екатерина Колесникова

Гражданин поправил власть  »
Юридические статьи »
Читайте также