Аудиторам нужно государево око Они не хотят управлять сами собой

Правительство РФ 9 марта внесло в Госдуму поправки к Закону «Об аудиторской деятельности», которые радикально меняют систему регулирования аудиторского бизнеса в России. Главное новшество: основные полномочия по надзору за деятельностью профессионального сообщества предложено передать от Министерства финансов так называемым саморегулируемым организациям (СРО)

Одной из поправок предусматривается отмена государственного лицензирования аудиторов, которое заменяется обязательным членством в СРО. Одновременно последние наделены такими полномочиями, как разработка профессиональных стандартов, контроль за качеством оказываемых услуг, аттестация, ведение единого реестра аудиторов и аудиторских организаций. Ранее все эти функции исполняли чиновники Министерства финансов.

Также из закона предполагается изъять положение, согласно которому 51% капитала аудиторских фирм должен быть в собственности независимых аудиторов. Еще одно серьезное изменение: предусмотрено снятие ограничения на деятельность иностранных аудиторских компаний в России. Кроме того, законопроект предполагает обязательную переаттестацию всех аудиторов по новым стандартам.

Последствия принятия поправок сами аудиторы расценивают по-разному. Но абсолютное большинство - критично. Наиболее резкие суждения высказывают представители небольших компаний, они уверены, что поправки к закону выражают интересы лидеров рынка, которые получат возможность практически бесконтрольно влиять на отрасль через СРО.

Не случайно много замечаний вызывает широта полномочий, которую могут получить саморегулируемые организации. В частности, они получат возможность произвольно определять размер членских взносов и соответственно определять ценовой барьер для вступающих. Кроме того, СРО будут наделены правом по собственному усмотрению исключать фирмы из своих рядов, а приостановление членства в организации по новым нормам фактически лишит ее права работать на рынке.

Однако не в восторге от государственных инициатив не только представители малого бизнеса, для которых предложенные нововведения означают, по сути, гибель, но и руководители многих крупных фирм. Последние считают, что устранение государства от исполнения контрольных функций лишь открывает новые возможности для недобросовестной конкуренции.

Некоторым в принципе претит идея копаться в грязном белье коллег, как в перспективе предстает контрольная деятельность СРО. Хотя в возможном сокращении числа аудиторских фирм они не видят ничего плохого, отсутствие верховного арбитра представляется весьма серьезным злом, как минимум сводящим на нет все гипотетические плюсы.

Также, по мнению российских аудиторов, либерализация деятельности иностранцев поставит отечественные компании в заведомо невыгодное положение, по сравнению с зарубежными конкурентами, которые и так весьма уверенно завоевывают наш рынок.

Аудиторская палата Санкт-Петербурга уже направила в Госдуму РФ обращение с призывом изменить ряд положений законопроекта. Среди новшеств, вызвавших критические замечания, - минимальный порог для создания СРО: 1500 фирм, или 3000 членов. Несложные расчеты показывают: на всю страну удастся создать две-три организации, что дает руководству палаты основания говорить о грядущей монополизации рынка.

Отметим: эксперты оценивают перспективу что-либо изменить в предложенных правительством поправках, по крайней мере на данном этапе, с изрядной долей скепсиса. Согласно рабочим планам Госдумы обсуждение нового варианта Закона «Об аудиторской деятельности» должно пройти ближе к летним каникулам, при этом точная дата окончательно пока не определена.

Искушенные в нюансах парламентского лоббизма знатоки полагают, что добиться каких-либо изменений профессиональное сообщество смогло бы, поработав непосредственно перед слушаниями с думцами напрямую.

Владимир Хозиков

Качество услуг гарантирует закон  »
Юридические статьи »
Читайте также