Новый хозяин портовой кассы Создается единая система управления морскими портами страны

В России создается единая структура, ФГУП "Росморпорт", в ведении которой окажутся хозяйственные функции в морских портах. Главными задачами в деятельности создаваемого ФГУП будут: ускоренное развитие современной инфраструктуры морских портов; содержание, эксплуатация и модернизация технических систем обеспечения мореплавания; эффективное использование не подлежащего приватизации федерального госимущества морских портов.

Еще в конце сентября прошлого года глава Правительства Михаил Касьянов подписал постановление N 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами" (опубликовано в "РГ" 2 октября 2002 года). Документ регламентирует реорганизацию действующих администраций портов в федеральные государственные учреждения, которые и будут портовыми властями. А за создаваемым ФГУП "Росморпорт" закрепляются федеральное имущество портов и портовые сборы. Пока процесс по созданию единого хозяйственника в морпортах не завершен, а в Минтрансе РФ идут активные консультации по этому вопросу.

До создания "Росморпорта" управление госимуществом в портах и портовые сборы находятся в ведении морских администраций портов. И, как отметил первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель Росморфлота Вячеслав Рукша, изменения в законодательной базе, в том числе принятие Кодекса торгового мореплавания РФ, требуют совершенствования системы госуправления в морских портах и устранения возникших правовых противоречий. В условиях рынка властные функции необходимо отделить от хозяйственных. В соответствии с этими требованиями государственный портовый контроль в порту должен осуществляться исключительно капитаном порта, а портовые власти должны быть освобождены от выполнения хозяйственных функций по развитию и содержанию госсобственности в морпортах. В связи с этим предусмотрено создание ФГУ "Администрация морских портов" ("АМП"), на которое возлагаются исключительно административно-властные функции. Как отмечают в Минтрансе, возможно, уже до 1 октября этого года будет представлен на утверждение типовой устав ФГУ "АМП", и предположительно в первом квартале следующего года ФГУ "АМП" начнет свою работу.

Нужно отметить, что портовым администрациям будет запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. На первоначальном этапе финансировать их будут на внебюджетной основе за счет средств, предусмотренных в структуре портовых сборов. Возглавлять портовые администрации будут капитаны морских портов, находящиеся в прямом подчинении Минтранса РФ. Это позволит создать единую централизованную систему управления портами, а также установить более жесткий контроль за деятельностью портовых чиновников.

По словам В. Рукши, эти нововведения позволят решить вопрос более эффективного использования федерального имущества в морских портах. За последнее время объемы перевалки грузов через российские порты значительно возросли, поэтому необходимо наращивать портовые мощности, проводить реконструкцию старого оборудования, возводить новые сооружения. Всем этим и займется ФГУП "Росморпорт". При этом чиновники заверяют, что портовые сборы расти не будут. По мнению специалистов, создание такой структуры позволит наладить эффективный механизм привлечения инвестиций на развитие госимущества в портах, в строительство и модернизацию которого на выгодных условиях будут вкладывать средства крупные стивидорные компании. По предварительным оценкам экспертов, создание "Росморпорта" не только сократит государственные расходы, но и принесет в госбюджет порядка 10 миллионов долларов годового дохода.

Елена Голякова

Между тем

Как сообщает МПС России, в августе следующего года каспийский порт Оля будет соединен с единой федеральной сетью железных дорог. Строительство линии начнется 1 октября. Стоимость работ оценивается в три миллиарда рублей. Напомним, что этот порт должен стать одним из ключевых звеньев инфраструктуры МТК "Север-Юг". По экспертным оценкам, к 2005 году объем перевалки грузов в порту Оля может составить 4 миллиона тонн в год, а к 2010 году возрастет до 8 миллионов тонн. Кроме того, запланировано развитие железнодорожных подходов к порту Усть-Луга на Балтийском море.

Договориться с начальником можно о многом. И лучше делать это коллективно  »
Юридические статьи »
Читайте также