Морской рай Правительство готовит налоговые льготы для судов

Чиновникам надоело наблюдать, как российский флот в поисках налоговых льгот уплывает под "удобные" иностранные флаги. Они решили создать рай для судов в России, освободив их от всех налогов, таможенных платежей и ограничений на операции с валютой.

По данным Минтранса, российские судовладельцы контролируют 923 морских транспортных судна общим дедвейтом около 11,2 млн т. Из них под российским флагом ходят 737 кораблей, в основном малого тоннажа, а 186 судов - под иностранными флагами. Но на их долю приходится около 58% от общего тоннажа торгового флота (в 1992 г. - не более 18,4% ). Они оформлены на компании, зарегистрированные на Кипре, Мальте, в Либерии, Панаме и прочих корабельных офшорах мира. Эти компании - "дочки" российских торговых пароходств либо их иностранных акционеров.

В распоряжении "Ведомостей" оказался проект закона "О Российском международном реестре судов", поправок в Налоговый кодекс и законы о таможенном тарифе и валютном регулировании, подготовленные Министерством транспорта. Согласно этим документам владельцы судов, зарегистрированных в реестре, освобождаются от уплаты всех налогов и таможенных платежей при ввозе судна. Они будут платить лишь регистрационный взнос ($1300 - 4000 в год с судна в зависимости от тоннажа) и ежегодные потоннажные сборы ($3000 - 10 000 с судна). Владельцы судов, зарегистрированных в реестре, освобождаются от обязательной продажи валютной выручки, а валютные доходы от эксплуатации таких судов могут размещаться в иностранных банках без разрешения ЦБ. С валютных операций по финансированию покупки или аренды судов тоже снимаются все ограничения. В реестр могут входить только суда, занимающиеся международными перевозками. Суда, плавающие под российским флагом уже сейчас, попасть в реестр не смогут, утверждают авторы проекта.

Чиновники объясняют свою инициативу тем, что наши судовладельцы с начала 90-х гг. активно уводят свои корабли в офшорные зоны. "Плавая под иностранным флагом, судовладельцы тратят на налоги в среднем 11% прибыли, а под российским - 62% ", - поясняет замруководителя департамента судоходной политики Минтранса Виктор Юрьев. В результате, по его словам, суда под российским флагом перевозят не более 6% наших внешнеторговых грузов. А после введения такого реестра к 2010 г. под российским флагом будет плавать 874 судна, в том числе 120 иностранных, прогнозирует чиновник. "Мы приобретем флот стоимостью более $13 млрд. Ежегодно в бюджет будет поступать $2,3 млрд сборов. Но главное - это мультипликативный эффект: заказы на строительство и ремонт судов на российских верфях составят около $500 млн в год, введение реестра создаст 18 000 рабочих мест для плавсостава и 150 000 - в судостроении и судоремонте", - убежден Юрьев.

Этот оптимизм разделяют Минэкономразвития, МНС и Минфин. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов и руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов заявили "Ведомостям", что поддерживают идею создания морского реестра со всеми запланированными льготами. Даже представитель МНС говорит, что у его ведомства есть только технические замечания. Уже 1 августа ведомства предложат правительству окончательный пакет законопроектов.

"Судовладельцы давно ждут введения такого реестра, - говорит помощник президента компании "Новошип" Валерий Палий. - Если условия регистрации в нашем реестре будут сопоставимы с популярными юрисдикциями, мы переведем наши суда под российский флаг ". Такой же позиции придерживаются все опрошенные Минтрансом пароходства. Правда, перерегистрация займет время. "Подавляющая часть наших торговых судов построена на иностранные деньги. Кредитное соглашение жестко оговаривает, под каким флагом должно эксплуатироваться судно. Поэтому, пока кредит не погашен, перерегистрировать его невозможно", - говорит представитель компании "Совкомфлот". Но, по его словам, в случае введения реестра все новые суда будут регистрироваться под российским флагом. До 2005 г. "Совкомфлот" планирует построить не менее 20 кораблей.

Партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин сомневается, что обещанные льготы дадут заметный результат. "Суда в основном строятся за границей и на кредиты западных банков. А кредиторы требуют регистрировать эти суда под иностранным флагом, - поясняет юрист. - Если судно зарегистрировано в России, кредитор лишается многих возможностей для взысканий, которые у него есть в других юрисдикциях".

Светлана Иванова

Таможня экономит  »
Юридические статьи »
Читайте также