Грозит ли России ледовая пауза?

Министр транспорта РФ Игорь Левитин пообещал, что атомный ледокол "50 лет Победы" достроят к концу 2006 года, если на эти цели выделят не менее 164 млн руб. Ледокол был заложен на "Балтийском заводе" в октябре 1989 года, спущен на воду 29 декабря 1993-го. Потом финансирование приостановили до конца 1990-х. Однако контракт на достройку ледокола дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта подписала с "Балтийским заводом" только в феврале 2003-го.

По распоряжению Правительства РФ "О финансировании содержания ледокольного флота РФ и достройки атомного ледокола "50 лет Победы" на эти цели в 2003-м из федерального бюджета выделили 820 млн руб., в 2004-м - 913 млн руб. и в 2005 году - 767 млн руб.

Напомним, что атомоход "50 лет Победы" в 2000 году считался построенным на 73%. Это означало, что корпусные работы были практически завершены. Оставались отделка и монтаж оборудования - наиболее дорогостоящие работы. Тогда казалось, что удастся уложиться в 2,2 млрд руб., но инфляция за 5 лет увеличила расходы на 13,6%.

Между тем, по данным Минтранса РФ, в 2015 году все действующие в России ледоколы выйдут из строя и возникнет так называемая ледовая пауза. России для обслуживания нынешних объемов грузопотоков требуется около 6 ледоколов, сопоставимых по мощности с действующими атомоходами. Срок постройки одного ледокола - около 8 лет.

Кроме того, для обеспечения зимней навигации 2007 года в акватории Финского залива понадобится построить еще, как минимум, 2 дизель-электрохода. Заказы на них уже размещены. Однако к моменту ввода их в строй могут возникнуть проблемы с действующим на Балтике ледокольным флотом, который продолжает стареть.

И все же до 2010 года, по расчетам специалистов, после ввода в эксплуатацию атомного ледокола "Победа" мощности атомного флота на Северо-Западе и Севере РФ должно хватить для обеспечения Севморпути, пока грузопоток по нему не увеличится до 10 млн тонн в год. Затем потребуются специальные решения Правительства РФ.

Напомним, что сегодня на Севморпути работает 6 атомных ледоколов постройки 1959-1991 гг. Ранее их было больше: "Ленин" и "Сибирь" вывели из эксплуатации из-за полного их износа. Проблема также в том, что используют ледоколы устаревшего типа, затраты на эксплуатацию которых оказываются высокими.

В Минтрансе РФ полагают, что решить проблемы с ледокольной проводкой поможет партнерство с ОАО "ЛУКОЙЛ" и "Газпромом". Кроме того, в ЦКБ "МТ "Рубин" и ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова спроектированы нефтедобывающие платформы, постройка которых идет на ГУП "ПО "Севмаш" (Северодвинск) по заказу компании "Росшельф". По прогнозу специалистов ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, до 2020 года потребуется 15-20 таких платформ.

Борис Ушаков

Вперед в прошлое Военное кораблестроение возвращается к системе НПО  »
Юридические статьи »
Читайте также