Налоги старые, платежки новые С 1 июня 2003 года вступает в силу новый формат платежного поручения

Вводятся также новые правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Старые платежные документы с 1 июня приниматься не будут.

В чем суть изменений, как правильно заполнить новое платежное поручение, не станут ли бухгалтера чаще ошибаться с введением новой платежки? Об этом обозревателю "Российской бизнес-газеты" рассказывает заместитель министра по налогам и сборам Фамил Садыгов:

- В целях обеспечения своевременного и правильного зачисления доходов, поступающих от уплаты налогов и сборов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации перед МНС России, Минфином России и Банком России, была поставлена задача разработать такой порядок прохождения платежных документов налогоплательщиков, который предполагал бы наименьшие сроки нахождения денежных средств в пути от налогоплательщика до соответствующего бюджетного счета, а также обеспечил формирование доходов соответствующих бюджетов строго в соответствии с бюджетным законодательством.

Поставленная задача усложнилась тем, что в 2000 году было принято решение о переходе органов федерального казначейства на работу в условиях функционирования Единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета (ЕКС).

Внедрение ЕКС предполагает централизацию поступающих платежей на уровне субъекта Российской Федерации и соответственно осуществление всех операций по доходным счетам непосредственно Управлением федерального казначейства. Для обеспечения работы налоговых органов и органов федерального казначейства в условиях функционирования ЕКС прежде всего необходимо было решить задачу возможности обработки больших массивов платежных документов. В настоящее время в Управление федерального казначейства и соответственно в УМНС по субъекту Российской Федерации ежедневно в среднем поступает около 5 тысяч платежных документов только по юридическим лицам.

Эта средняя цифра не говорит о реальной нагрузке, возникающей в период с 5 по 15 число каждого отчетного месяца, а также после 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, на которые падают установленные законодательством сроки уплаты налогов. В эти периоды количество поступающих платежных документов резко возрастает. Так обстоят дела в среднем субъекте Российской Федерации. Теперь не- трудно представить, какие массивы информации приходится обрабатывать в таких крупных регионах, как Москва, Санкт-Петербург или Московская область.

Решить задачу автоматизированной обработки платежных документов можно было только путем внедрения новых технологий и полной автоматизации процесса приема и обработки информации, содержащейся в платежных документах. Вместе с тем автоматизировать обработку информации возможно было лишь по документам, заполненным в строго установленном порядке.

В связи с этим в конце 2001 года были введены единые правила заполнения в платежных документах для уплаты налогов и сборов поля "Назначение платежа". Установление единых правил заполнения платежных документов позволило обеспечить своевременное поступление денежных средств по принадлежности в соответствующий бюджет, то есть правильное формирование доходов бюджетов; а также учет исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов строго в соответствии с указаниями самого налогоплательщика. Результаты, полученные в 2002 году, позволили убедить заинтересованные министерства и ведомства продолжить работу в этом направлении, а именно полностью формализовать информацию, содержащуюся в платежных документах и обеспечить автоматизацию приема и обработки всех данных, идентифицирующих тип и основание платежа и сроки его уплаты. В этих целях Банком России совместно с МНС России, Минфином России и ГТК России были разработаны новые форматы расчетных документов для уплаты налогов и сборов. МНС России совместно с ГТК России и Минфином России по согласованию с Банком России утвержден и зарегистрирован в Минюсте России Приказ от 03.03.2003 NБГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации". Указанный приказ и Правила доведены до налоговых органов 20 марта 2003 года с поручением, принять все меры по проведению мероприятий, обеспечивающих доведение до налогоплательщиков всей необходимой информации, позволяющей ознакомиться с новыми форматами платежных документов и порядком их заполнения.

- Для чего вводятся новые форматы расчетных документов, ведь в прошлом году были утверждены правила заполнения поля платежного документа "Назначение платежа"?

- Действительно, в прошлом году были введены Правила заполнения платежных документов, но, к сожалению, поле платежного документа "Назначение платежа" не было формализовано, то есть под каждый показатель не были отведены соответствующие клеточки, в которых должны указываться определенные значения. Как показал опыт работы, для того чтобы налогоплательщик все правильно заполнял, каждый показатель должен находиться в определенном месте и иметь установленную значность. Кроме того в соответствии с нормативными документами Банка России банки контролируют заполнение только формализованных полей расчетных документов. Для того чтобы банки начали проверять заполнение необходимых реквизитов расчетного документа на уплату налогов и сборов, Банку России пришлось утвердить новый формат расчетного документа, а МНС России совместно с ГТК России и Минфином России по согласованию с Банком России утвердить новые Правила заполнения расчетных документов, предназначенных для уплаты налогов и сборов.

- Чем отличаются новые Правила заполнения расчетных документов на уплату налогов и сборов от старых?

- При разработке новых Правил МНС России было максимально сокращено количество изменений и дополнений, поскольку налогоплательщики за год уже привыкли к определенному порядку. Во всяком случае все типы и основания платежа, которые были введены старыми Правилами, полностью сохранены в новом порядке. Отличием является то, что указанные показатели теперь указываются в специально отведенных для этого полях платежного документа.

Принципиально новым для налогоплательщика является появление дополнительных реквизитов, а именно: "статус налогоплательщика" - налогоплательщик, налоговый агент, сборщик налога. Это важно для самого налогоплательщика для избежания путаницы при уплате собственных платежей и исполнения обязанности по уплате налога в качестве налогового агента.

Также введен показатель "дата списанная денежных средств с расчетного счета налогоплательщика", который заполняется банком при исполнении поручения налогоплательщика. Эта дата введена в целях исключения дополнительных вопросов к налогоплательщику и банку при определении факта своевременности уплаты налога (сбора). Что это означает? Раньше указывалась одна дата: дата поступления платежки в банк. Теперь появилась вторая - дата, когда деньги были списаны со счета налогоплательщика. Именно эта, вторая дата, согласно Налоговому кодексу и определению Конституционного Суда считается датой выполнения налоговых обязательств налогоплательщиков.

Это нововведение позволит предотвратить судебные разбирательства, возникавшие в случаях, когда налогоплательщики вовремя приносили платежное поручение в банк, а тот проводил платеж не сразу, а только через несколько дней. Налоговые обязательства в этом случае не были исполнены в срок, начислялась пеня, образовалась недоимка. Чтобы избежать этих сложностей, в новой платежке теперь будет указываться не только дата поступления платежного поручения в банк, но и число, когда деньги были списаны со счета налогоплательщика. Отметим, что Налоговым кодексом предусмотрена ответственность банка за несвоевременное перечисление средств.

- Чем должен руководствоваться налогоплательщик при заполнении платежных документов?

- Во-первых, четким пониманием того, что он должен уплатить: налог, пени, штраф, сумму задолженности по графику реструктуризации, сумму задолженности по акту налоговой проверки и так далее - все возможные типы и основания платежей, которые приведены в вышеназванных Правилах. Во-вторых, памятками, которые выданы налоговыми органами каждому налогоплательщику. В этих памятках указаны коды бюджетной классификации, на которые зачисляются соответствующие налоги, реквизиты счетов Управлений федерального казначейства (БИК, корсчет), ИНН налогового органа, а также коды муниципальных образований (ОКАТО), в бюджеты которых производится перечисление причитающейся доли регулирующих налогов. В-третьих, налогоплательщик может использовать программный продукт по автоматизированному заполнению платежных документов, специально разработанный МНС России для облегчения задачи по правильному заполнению платежного документа. Это задача вполне выполнимая.

Вместе с тем обращаем внимание налогоплательщиков на то, что с 1 июня 2003 года банки будут принимать платежные документы на уплату налогов и сборов, оформленные только по новым правилам, поэтому во избежание задержки уплаты налогов и сборов и соответственно возникновения недоимки и начисления пеней просьба еще раз ознакомиться с нормативными документами по порядку заполнения расчетных документов нового образца.

- Какие категории налогоплательщиков затрагивает это нововведение?

- Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, которые имеют расчетные счета в банках. Физических лиц эти изменения не затрагивают.

- Как и где налогоплательщики-юридические лица могут обучиться правильному заполнению платежных документов?

- Налоговыми органами проводятся бесплатные семинары на местах с налогоплательщиками. Информация о правилах заполнения платежных документов была размещена в СМИ и на официальных сайтах налоговых органов в сети Интернет. В каждом налоговом органе вывешены образцы заполнения платежных документов. МНС России даны указания проводить работу по обучению налогоплательщиков на постоянной основе.

- Где можно получить программный продукт по заполнению платежных документов? Форма предоставления программы платная или бесплатная?

Программный продукт 13 мая 2003 года направлен во все налоговые органы и может быть получен налогоплательщиками бесплатно. Он также размещен на сайте налогового органа в сети Интернет под рубрикой "Платеж".

- Сколько раз налоговый орган направляет налогоплательщику памятки по порядку заполнения платежных документов?

- В первый раз памятки были направлены всем налогоплательщикам-юридическим лицам в 2002 году после утверждения старых правил заполнения платежных документов.

Повторно памятка будет направлена налогоплательщику в следующих случаях: - изменение реквизитов счетов для зачисления налогов; - изменение кодов классификации доходов бюджетов; - появление новых обязательств по уплате налогов; - изменение места учета налогоплательщика.

- Если ошибка допущена органом федерального казначейства и платеж отнесен не по принадлежности?

- Таких ошибок практически не бывает, поскольку обработка происходит в автоматизированном режиме на основе информации из электронного платежного документа, переданного банком в Управление федерального казначейства. Если все-таки ошибка возникнет по вине органа федерального казначейства, то налоговый орган самостоятельно выяснит этот вопрос с органом федерального казначейства и платеж будет проведен в лицевой счет налогоплательщика строго в соответствии с видом и назначением платежа, указанного самим налогоплательщиком.

- А если налогоплательщик неправильно указал код бюджетной классификации?

- Платежный документ будет разнесен в лицевой счет в соответствии с указанным налогоплательщиком кодом бюджетной классификации. Если в результате такой ошибки у налогоплательщика по одному налогу возникнет переплата, а по другому недоимка, то ему будет направлено уведомление о необходимости представить в налоговый орган заявление о зачете. Кроме того, ошибка налогоплательщика может быть выявлена в ходе составления акта сверки расчетов, после чего налогоплательщиком также представляется заявление о зачете имеющейся переплаты в погашение недоимки по другому налогу.

- Может ли налоговый орган самостоятельно исправить вид налога, то есть код бюджетной классификации?

- Налоговый орган так же, как и банк, не вправе вносить какие либо изменения в платежные документы налогоплательщика. Если налогоплательщик хочет исправить вид налога (КБК), указанный им в платежном документе, то должен представить в налоговый орган заявление о зачете, на основании которого в соответствии с Налоговым кодексом налоговый орган выпишет соответствующее заключение. Это заключение будет направлено на исполнение в орган федерального казначейства, и только после исполнения заключения органом федерального казначейства, являющегося держателем счетов по учету доходов, налоговый орган сделает исправительную проводку в лицевых счетах налогоплательщика.

- Если налогоплательщик указал только код бюджетной классификации, но не указал конкретный тип платежа - налог, пени или штраф?

- Налоговый орган вправе направить поступившие денежные средства в соответствии с данными учета налоговых органов на уплату имеющейся задолженности по налогу, зачисляемому на этот КБК. Под задолженностью понимается в том числе и задолженность по уплате пеней и присужденных штрафов. Эта норма установлена Правилами, которые зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации, и обусловлена тем, что налоговый орган не обязан додумывать за налогоплательщика, какой тип платежа осуществляется налогоплательщиком.

- Как часто сейчас налогоплательщики делают ошибки при заполнении платежных документов, и как, по вашему мнению, чаще или реже они будут ошибаться после введения новой формы платежного поручения?

- Мы проводили тематические проверки, и например, в Кемеровской области в апреле, когда проходят самые большие объемы платежей (в этот период уплачивающая как ежемесячные, так и квартальные платежи), оказалось, что всего 7 процентов поручений остаются необработанными. Что значит необработанные? Это те платежные поручения, которые не определяются автоматически и с ними приходится разбираться, дорабатывать вручную. Ведь если даже где-то вместо точки поставлена запятая, машина уже не считывает информацию.

В среднем по России процент невыясненных платежей, к которым относятся те платежные поручения, где вообще не указаны основные коды, составляет всего 1,5 процента. И в основном это платежи не юридических, а физических лиц.

Конечно, это радикально отличается от того, что было раньше. Ведь еще полтора года назад масса документов приходила к нам в бумажном виде. Когда в 2001 году мы ввели новый формат платежного поручения и стали получать платежные документы в электронном виде, количество ошибок резко сократилось.

- Какие еще изменения в порядке расчета налогоплательщиков с бюджетом можно ожидать в ближайшее время?

- Что касается юридических лиц, то при подготовке новой формы платежного поручения мы постарались все максимально учесть. И в ближайшее время мы никаких изменений не планируем.

Вместе с тем планируется изменение порядка расчета с налоговыми органами физических лиц. Напомню, что начиная с прошлого года мы высылаем налогоплательщикам уже заполненные платежные поручения вместе с требованиями по уплате налога. Порядок хороший, он устраивает и налогоплательщиков, и нас. Единственный вопрос - автоматизация процесса. Мы хотим, чтобы в платежных поручениях, высылаемых физическим лицам так же, как и юридическим лицам, указывались все показатели.

Есть еще и второй вопрос. Согласно действующему порядку физические лица проводят налоговые платежи через Сбербанк. Но это учреждение сейчас сокращает филиальную сеть. Во многих регионах отделений нет, и гражданам, чтобы заплатить налоги, приходится куда-то специально ехать. Поэтому мы с Центральным банком договорились, что будет разработан порядок, при котором любой коммерческий банк мог бы обслуживать налогоплательщиков-физических лиц. А в тех населенных пунктах, где нет отделений коммерческих банков, эту функцию взяла бы на себя почта.

Ирина Колодина

Цена слова Конституционный суд вернул в бюджет 3,2 млрд руб.  »
Юридические статьи »
Читайте также