Туалет типа сортир кто мешает развитию общественных уборных в отдельно взятом почти европейском городе?

В Петербурге развилось новое увлечение - строить большие, дорогие и красивые туалеты. Увлечение, можно сказать, антирыночное. Не такие красивые и стоят дешевле, и окупаются быстрее.

В гонке по стопам римского императора Веспасиана (автора знаменитой фразы "деньги не пахнут"), открывшего первые в мире платные общественные туалеты, пока лидирует "Водоканал", но только в классе "стационарные". В номинации "модульные туалеты" его опережают частные предприятия. Кажется, еще чуть-чуть, и вся эта торжественная кавалькада, вставшая под клич "Даешь общественные туалеты!", брошенный Валентиной Ивановной, приведет нас к окончательному и бесповоротному удовлетворению естественной нужды. Ан нет - палки в колеса вставляют и частникам, и "Водоканалу".

Отдельные успехи

Текущие успехи в разрешении проблемы туалетизации Петербурга налицо. Как сообщили нам в "Водоканале" (далее - ВК), это почтенное предприятие только до конца 2005 года собирается открыть еще 10 стационарных туалетов. Таким образом, всего силами одного только ВК в 2005 будет введено: 14 туалетов после капремонта, 2 - после реконструкции, еще 2 новых туалета строится. Пытается "Водоканал" развить и модульные туалеты, самый прогрессивный на сегодня вариант (кто не знает - это такие большие-большие кабины на металлическом пьедестале, с горячей водой и отделением для бабушки между М и Ж), однако пока что безуспешно.

А все началось с того, что в июне 2004-го городская администрация приняла адресную программу по развитию сети общественных туалетов , разработанную "Водоканалом". Одновременно губернатор запретила дальнейшую приватизацию и перепрофилирование уборных, однако с теми, кто уже успел стать ресторанами и кафе, - вопрос сложный. Выставить так просто собственников из бывших туалетов нельзя, а с арендаторами, возможно, так поступят, правда, аренда у многих долгосрочная. Представляю, как лет эдак через 45 в раскрученный ресторан вламывается ОМОН и...

Итак, программа, рассчитанная на период 2004 - 2007 гг. (передвинута на 2008-й, сейчас передвигается на 2009-й), предусматривала затраты более 1 миллиарда рублей и включала реконструкцию 128 и капитальный ремонт 57 общественных туалетов. А также новое строительство 65 стационарных туалетов, установку 104 модульных туалетов, приобретение 205 биотуалетов и 15 туалетов-автобусов.

С тех пор программа много раз менялась. Добавились плавучие туалеты - их хотят штук 30 построить и пустить в автономное плавание по Фонтанке, Мойке и т.п. Последняя, но не окончательная цифра - довести общее количество туалетов в городе до 661. Что страшно: дело благое, а число почти сатанинское. Кто может поручиться, что в рвении кто-нибудь не построит еще пяток?

- Ситуация меняется постоянно, - успокоил нас зам. директора департамента городской водной архитектуры ГУП "Водоканал" Олег Овчинников. - Наш департамент выполняет работу по корректировке проекта. Учитываем замечания и предложения от комитетов и районов, определяем возможности, потребности, состояние с арендой...

Программа мини-море (minimum minimore - с лат.)

Сейчас "Водоканал" и Смольный называют количество туалетов в 600 - 700 оптимальным для Петербурга. Откуда взялась такая уверенность? Принятые в жестокосердной Европе нормы - 1 туалет на 1000 населения. По ним в Петербурге должно быть 4500 туалетов. А по нормам для вокзалов времен человеколюбивого СССР и вовсе 9000 (см. справку).

- Программа составлялась с учетом значительного числа туалетов коммерческих, - поясняет Олег Овчинников. - В городе и пригородах, например, на пляжах Курортного района, на ж/д станциях, на кладбищах, имеется множество туалетов - можно насчитать до 200 штук. Если считать биокабинки, то у коммерсантов их 400 - 500 (на 1 место), модульных около 30 - 40 (2 места). Еще туалетов много в кафе, торговых центрах и т.д., и в них в соответствии с распоряжением правительства должны пускать всех желающих. Что, правда, не всегда выполняется.

- Зашел я в один ресторан в районе Дворцовой площади, честно сказал, что кушать не буду, а хочу в туалет, - рассказывает директор предприятия "ЭкоСан" Эдуард Баталов (тоже развивает сеть общественных уборных). - Мне сказали - закрыто.

Не туда ходил Эдуард Алхазурович! Я захожу в Эрмитаж, в "Гранд-отель Европа", и хоть бы кто пикнул. Щвейцары даже двери раскрывают, весь персонал помогает найти.

И все же в жестком математическом расчете ставку на человеческий фактор делать нельзя. Кто пустит, кто не пустит. Таким образом, даже с учетом полного выполнения городской программы общее число туалетов в городе к 2008 году едва дотянет до 1400, что в 3 раза меньше скупой европейской нормы.

Реально ли выполнение хотя бы этой программы-минимум? Говорят - реально, если запланированное финансирование состоится.

Сегодня "Водоканал" эксплуатирует 78 туалетов, все стационарные, еще есть модульные, но они все на зимней консервации и на восстановительном ремонте, 4 разбиты полностью. Чтобы в соответствии с городской программой отремонтировать (57 туалетов по 2 млн руб. каждый), реконструировать (128 по 3 - 4 млн), построить (65 по 4 млн), купить (104 модульных по 0,45 млн, 205 био по 18 тыс. руб. и 15 автобусов по 3 - 4 млн), нужен ровно 1 млрд рублей (программу как будто специально подгоняли под эту цифру). То есть в течение 5 лет - по 200 миллионов. Город и "Водоканал" поделили затраты. За счет бюджета - весь ремонт, реконструкция и строительство стационарных, за счет ВК - проектирование стационаров, а также полностью модульные и плавучие.

Но денежный поток пока сильно отстает от плана - в 2005-м - 94,3 млн вместо 200, в 2006-м - 114,2 млн. При таких темпах дай бог лет за 8 выполнить хотя бы программу-минимум.

С чем "Водоканал" легко справляется, так это с закупкой биокабинок, которые вообще-то планируется изжить как уродующие город и использовать только для праздников.

В такой ситуации начать бы экономить, считать каждую копейку и делать ставку на туалеты, которые приносят хоть какую-то прибыль, раз уж их сделали платными. Прибыль пускать на строительство новых и т.д. или на постройку Колизея, как это сделал римский император Веспасиан, изобретатель платных общественных уборных (в Риме плата за посещение нужника считалась налогом). И что мы видим?

Туалет по элитной цене

Ставка в программе делается на стационарные туалеты - 90% затрат. Стандартная стоимость реконструкции - 3 - 4 миллиона рублей на туалет, что, наверное, должно удивить человека, знакомого со средними городским ценами на строительство. Себестоимость 1 кв. м в жилых домах сейчас - $600 - 700. Но возьмем только что реконструированный туалет на Садовой - 52 кв. м, около 4 млн руб., получается $2,65 тыс./кв. м, это цена очень элитной квартиры, причем уже с неплохим ремонтом. При этом одно очко в таком туалете (8 мест) обходится в 2,5 раза дороже, чем в модульном, и в 28 раз дороже - чем в биокабинке. Куда же деньги идут?

- Средняя стоимость реконструкции 3 - 5 млн руб., в зависимости от площади и, что важно, от протяженности сетей, - поясняет Олег Овчинников. - Проложить 0,5 - 1 км теплотрассы или канализации - это очень дорого.

Что удивительно, с "Водоканалом" в этом согласны привлеченные нами независимые эксперты из риэлтерских фирм: "Названные стоимости стационарных туалетов кажутся вполне реальными. Ремонт в туалете, конечно, не дорогой, основная стоимость сидит в оборудовании".

Ладно - не будем оспаривать стоимость золотых стационарных уборных. Спросим лучше про их окупаемость?

- Крупные стационарные туалеты практически не окупаемые, - рассказывает Олег Овчинников.

- В модульном туалете на 2 места за день может 100 человек пройдет, не знаю, никогда не считал, - делится опытом Эдуард Баталов, директор компании "ЭкоСан". - Срок окупаемости - это так относительно в нашей стране! Инвестор несет глобальные риски. Не исключено, что потратишь на модульный туалет $15 000, а тебя через 1,5 года попросят, не успеешь отбить то, что вложил.

По неофициальным данным (от тех, кто ими владеет, но не называется), биокабинки дают рентабельность в 20 - 30%, при минимальных капвложениях (1 кабинка - $600) окупаются за 1 год и дают по 8 - 10 тысяч рублей чистой прибыли с кабинки в месяц. Стационарные, по данным моих друзей в Иркутске, занимавшихся этим бизнесом, - окупаются за 6 - 8 лет. По нашим подсчетам, стационарный туалет на 6 мест, как строят в Московском районе, при среднем времени пребывания 5 минут на человека, цене 10 руб. и заполняемости на 100% в течение 12 часов, окупится лет за 15.

Единственное, ради чего можно строить такие туалеты, - освоение бюджетных средств. Что и происходит - ни один частный инвестор и даже государственный "Водоканал" в стационарники не вкладываются.

Бой Сизифа с районными императорами

Ведущую роль в развитии сети нужников отдали "Водоканалу", что не удивительно, - он же сам эту программу под себя и разрабатывал. Однако и частные предприятия не дремлют. Рынок общественных туалетов сегодня в городе делят два предприятия - "ЭкоСан" и "Биоэкология" (последняя на сегодня почти монополист в части модульных туалетов).

При этом все жалуются на то, что власти (кто жалуется на районные, кто даже на городские) не дают развиваться туалетному делу.

- Первую кабинку, наверное, даже первую в городе, я поставил 27 мая 1998 года у станции метро "Проспект Большевиков", - рассказывает Эдуард Баталов (ЭкоСан). - Стоял рядом целый день, смотрел. Было очень интересно - люди не знали, на какую кнопку нажимать. Мы уже 8 лет этим занимаемся, и все идет очень тяжело. В городской программе частники не учитываются. Их как будто нет. К нам относятся как к ларькам, торгующим пивом! КУГИ дает аренду только на 3 года. Слава богу, с нас, как с социальных предприятий, берут небольшую ставку аренды земли. Но получить место и согласовать туалет собственной конструкции очень сложно. На согласования уходит как минимум год. Мы получаем огромное количество отказов от районных администраций. Так почти во всех районах. Пытались поставить модульные туалеты у станций метро "Пр. Большевиков", "Ул. Дыбенко", "Фрунзенская", места выбираем исходя из городской адресной программы. И везде получаем отказ. Администрации говорят - место уже зарезервировано для "Водоканала". Посудите сами, за счет чего можно быстрее решить общегородскую проблему, что рациональнее - дорогие стационарные туалеты с неизвестным сроком окупаемости, построенные на бюджетные средства, или наши модульные, построенные на свои?

- Несмотря на установку губернатора, мы испытываем огромные трудности с освобождением помещений общественных туалетов, многие в частной собственности, - рассказывает Олег Овчинников из "Водоканала". - В Невском районе, например, в бывших туалетах размещены кафе, авторемонт, и администрация просит так и оставить. Одновременно та же администрация просит построить, и срочно, новые стационарные туалеты, причем модульные им не нужны! Что ими движет?

И действительно, читаем официальный ответ зам. главы Невского района Германа Елянюшкина от 24 ноября 2005-го на обращение "Водоканала":

- "Администрация Невского района возражает против установки туалетов модульного типа у станций метрополитена "Обухово", "Ломоносовская", "Проспект Большевиков", "Улица Дыбенко" в связи с тем, что их размещение предполагается в местах большого пассажиропотока, а данный тип туалетов не обладает большой пропускной способностью. Предлагаем рассмотреть возможность строительства по указанным адресам стационарных общественных туалетов капитального типа".

И что тут непонятного? Районные власти прямым текстом говорят: построй высокотехнологичный туалет мест на 50 с автоматической подачей клиентов прямо с эскалатора метро, ограничь время пребывания клиента, введя автоматическое сбрасывание засидевшихся через 2 минуты. Современные технологии позволяют.

- Как можно что-либо строить у метро? - не понимает Олег Овчинников. - Даже ларьки от станций убирают! Еще у меня есть два ответа зам. главы Приморского района г-на Гудзенко на предложения установить туалеты у метро "Старая Деревня". Нам говорят, что все места заняты инвестором. "Биэкологии" тоже отказали, уверяя, что место занято "Водоканалом".

Смело обращаемся в Приморский район - как же они смеют саботировать программу туалетизации, иницированную самой Валентиной Ивановной? В приемной г-на Гудзенко нас отослали к специалистам, которые "больше в курсе".

- Если мы отказали "Водоканалу", говоря, что это занято "Биоэкологией", значит, так и есть, - говорит зам. начальника отдела районного хозяйства Приморского района Ирина Ефименко. - С "Биоэкологией" проще - у них модульные туалеты не требуют подключения к сетям, только электроэнергию, а у "Водоканала" все коммуникации должны быть, и пока они все это очень долго тянут, место успевает занять другая организация. Если бы они очень хотели, то давно бы все сделали. Нам, честно говоря, все равно, кто туалет поставит. Мы рассматриваем предложения частников, но у нас есть адресная программа, рассчитанная на "Водоканал", и мы ждем в первую очередь его.

Еще интересней ответ "Водоканалу" первого зама главы Невского района Владимира Довалева на предложение восстановить туалет в стенах бывшего туалета: "Администрация Невского района согласовывает... реконструкцию здания бывшего общественного туалета для дальнейшего использования его под кафе и автосервис на инвестиционных условиях. Устройство общественного туалета по данному адресу нецелесообразно".

- Вы пользуетесь неверным источником, - опровергает своего начальника сотрудник администрации Невского района и ярый сторонник нужникового движения Юрий Прошкин. - В соответствии с постановлением правительства, когда закончится договор аренды, этот бывший туалет будет передан "Водоканалу".

Похоже, последнее слово должно остаться за криминалистом, который сличит подписи, голоса отвечавших и разберется, кто что подписывает и чьим голосом говорит в Невском и других районах.

- Если передо мной встанет выбор, я выберу туалет стационарный, пусть дороже заплачу, - говорит Игорь Горский, директор компании "Бекар. Коммерческая недвижимость". - С точки зрения предпринимательства самое выгодное - биотуалеты, и, если предпринимателям дать волю, город весь будет в кабинках. Но не хочу я ходить в кабинку

Художники и их передвижники  »
Юридические статьи »
Читайте также