К чему приведет внедрение ККМ при расчетах между юридическими лицами и по карточкам?

Судя по названию нового закона о применении кассовых аппаратов, они будут использоваться и при расчетах между юридическими лицами, и с использованием платежных карт. Как это повлияет на рынок?

-- Новый Федеральный закон от 22.05.03 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" вступит в силу с 28.06.03 и введет обязательность расчетов через применение контрольно-кассовой техники (ККТ) с фискальной памятью для всех видов наличных расчетов независимо от того, кто является плательщиком, а также при расчетах платежными карточками.

Действительно, такие изменения повлияют на рынок. Кроме лежащего на поверхности вывода о том, что оптовым фирмам, принимающим наличные от организаций, придется покупать кассовые аппараты, может существенно измениться отношение всех субъектов рынка к платежным средствам.

Во-первых, хочется отметить положительную сторону таких нововведений: во многих странах практика расчетов через ККТ построена именно по такому принципу и сейчас это реализовано в России. Равенство покупателей приведет к легализации торговых оборотов тех предприятий, которые по итогам каждого рабочего дня решали, "проводить ли по кассе" ту или иную сумму, полученную без применения фискального аппарата (в особенности, если клиент отказался от оформления счет-фактуры и накладной либо организация-плательщик оказалась иногородней при малой вероятности встречной проверки). И чаще всего такие решения принимались не в пользу бюджета. Теперь страх перед возможным контрольным закупом может вывести из тени существенные обороты. Кроме того, поскольку будет отсутствовать возможность оформления сделок и платежей "задним числом", многим взаимозависимым юридическим лицам придется упорядочить свои расчеты, а это (особенно при применении кассового метода налогового учета) создаст трудности в укрывании налогов, поскольку оформлять "нужные" обороты придется каждый день.

Другой положительной стороной является упорядочение расчетов между организациями через подотчетных лиц. Ранее в случае, если подотчетное лицо представило вместо совокупности положенных документов (приходный ордер, счет-фактура и проч.) только фискальный чек, то бухгалтеру организации приходилось затевать переписку с продавцом с просьбами признать ошибочным пробитие чека и выписать все надлежащие документы, что не всегда удавалось. Теперь же нужно просто запросить остальные документы. Раньше организация-продавец в таких случаях была вынуждена сторнировать сумму, принятую из торгового зала, приходовать ее в кассу бухгалтерии, а ее наличие в фискальной памяти оправдывать документально: заявлениями, актами.

Ожидается, что будет более четко соблюдаться лимит расчетов наличными деньгами между организациями. Cейчас предельный размер расчетов по одной сделке -- 60 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 14.11.01 №1050), при этом ответственность за его нарушение несет плательщик. Mаксимальная сумма штрафа -- до 50 тыс. руб. С материально ответственным кассиром-операционистом сложнее договориться "провести сумму несколькими чеками, желательно в разные дни", как это практикуется повсеместно до сих пор, когда принятые единовременно суммы переоформляются потом в виде платежей за разные договоры и даты. А наличие в фискальном чеке суммы, превышающей лимит, -- прямое доказательство для привлечения к ответственности.

Невозможно станет подделывать документы о расходах и НДС, выписываемые от фиктивных организаций "задним числом", поскольку теперь такой фирме-однодневке придется заводить и регистрировать кассовый аппарат, к тому же проводить "расчеты" придется вовремя.

Вместе с инициативой Совета Федерации по созданию дополнительно к банковским счетам спецсчетов для расчетов по НДС, тема фиктивных фирм становится менее привлекательной, чем законная оптимизация налогообложения, а возможно, исчезает как понятие. Положительным следствием является и необходимость выбивать фискальный чек при расчетах платежными картами. Это должно повысить доверие к данному платежному средству и способствовать жесткому контролю за действиями продавцов. При учете банковских поступлений это добавит работы по выделению таких поступлений, чтобы не учесть их в доходах дважды -- по ККТ и по банку, а при расчете налога с продаж уменьшит работу, поскольку теперь не нужно специально искать и выделять такие суммы на расчетном счете для включения в налоговую базу.

Еще одно следствие -- повышение доли расчетов с физическими лицами по чекам на предъявителя, расчеты по которым по форме аналогичны расчетам по карточкам, но не облагаются налогом с продаж и не проводятся через кассовый аппарат. Освоение еще одного финансового инструмента с учетом легальной налоговой оптимизации при его использовании полезно для развития рынка РФ.

Ольга Самойленко, председатель Экспертного совета Купеческого клуба Петербурга

Влажность против касс  »
Юридические статьи »
Читайте также