Правительство РФ поручило ведомствам доработать законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Земельного кодекса

Правительство РФ на заседании во вторник поручило Минэкономразвития, Минимуществу, Минсельхозу, Минфину, Минприроды, Росземкадастру и Минюсту с участием органов исполнительной власти РФ доработать с учетом высказанных замечаний проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации". Об этом сообщил департамент правительственной информации.

В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. Однако положения ряда федеральных законов противоречат Земельному кодексу РФ, регулируя по-иному вопросы предоставления земельных участков, титульных прав на землю, норм предоставления земельных участков, компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В частности, согласно статье 20 Земельного кодекса РФ, в постоянное /бессрочное/ пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В ряде федеральных законов по-иному обозначены субъекты права постоянного /бессрочного/ пользования и наименование права.

Требуется внесение изменений в федеральные законы "О библиотечном деле", "О некоммерческих организациях", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Об утверждении федеральной программы развития образования", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О товариществах собственников жилья", "Об обороне", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "Об исполнительном производстве", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О Государственной границе Российской Федерации", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О статусе военнослужащих", "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об основах федеральной жилищной политики", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", "О почтовой связи".

В соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ, предельные - максимальные и минимальные - размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского /фермерского/ хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для приведения в соответствие с этой нормой Земельного кодекса РФ необходимо внесение изменений в федеральные законы "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Трудовой Славы", "О ветеранах", "О статусе военнослужащих", "О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы", Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации.

На основании статьи 65 Земельного кодекса РФ, порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. В соответствии со статьей 1 части первой Налогового кодекса РФ, льготы по уплате налогов и сборов устанавливаются исключительно законодательством РФ о налогах и сборах. Предполагается внесение изменений и дополнений в положения следующих федеральных законов, предусматривающих случаи освобождения от платы за землю и льготного землепользования: "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О конверсии оборонной промышленности", "О государственном оборонном заказе", "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации", "О государственной охране", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Водный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта; положение о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ.

Законопроектом предполагается внести ряд изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса РФ. Уточняются определения права постоянного /бессрочного/ пользования земельными участками и целевого назначения земельного участка. Кроме того, из ряда статей Гражданского кодекса РФ, в том числе 273 и 552, 652, 653, исключается понятие "часть земельного участка", поскольку объектом прав является земельный участок, а не его часть. Статья 268 Гражданского кодекса РФ признается утратившей силу, поскольку она предусматривает иные основания приобретения права постоянного /бессрочного/ пользования и иной круг субъектов данного права, чем статья 20 Земельного кодекса РФ.

Статьи 267 и 270 Гражданского кодекса РФ признаются утратившими силу, поскольку они допускают возможность распоряжения земельными участками, принадлежащими лицу на праве постоянного /бессрочного/ пользования или пожизненного наследуемого владения соответственно. Вместе с тем статьи 20 и 21 Земельного кодекса РФ устанавливают запрет на подобное распоряжение.

Статью 553 Гражданского кодекса РФ, регулирующую особенности перехода прав на земельные участки при переходе прав на недвижимость, предложено признать утратившей силу на том основании, что исчерпывающее регулирование данных вопросов содержится в статье 35 Земельного кодекса РФ.

Необходимо привести в соответствие с абзацем третьим пункта 4 статьи 90 Земельного кодекса РФ содержание абзаца первого пункта 1 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в части, касающейся выделения береговой полосы за пределами территорий городских поселений.

Законопроектом предполагается внести изменения в законы "О социальном развитии села" и "О сельскохозяйственной кооперации" в связи с изменением Земельным кодексом РФ правового режима земель сельхозназначения и титульных прав на землю, а также порядка предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.

Кроме того, Земельным кодексом РФ установлен порядок оценки земельных участков в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, что также требует внесения изменений в федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" /статья 35/ в части оценки земельного пая члена кооператива.

Изменения в закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" обусловлены тем, что его нормы не согласуются со статьями 9-11, 16-19, 20, 21, 26, 29 Земельного кодекса РФ, которые иначе определяют права на земельные участки, вопросы управления и распоряжения земельными участками.

Внесение предлагаемых изменений в закон РФ "О плате за землю" вызвано тем, что пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли в РФ. При этом формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. В то же время закон РФ "О плате за землю" предусматривает, что формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

В закон РФ "О недрах" и положение о порядке лицензирования пользования недрамиизменения вносятся в части порядка использования земель для целей недропользования и приведения в соответствие с Земельным кодексом РФ терминологии.

В статью 6 закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" вносятся изменения, вытекающие из Земельного кодекса РФ. В частности, названия категорий земель приводятся в соответствие с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса; определяются органы, устанавливающие особый режим использования земель в закрытом административно-территориальном образовании, предусмотренные абзацем вторым пункта 4 статьи 93 Земельного кодекса. Кроме того, уточняются права, на которых земельные участки предоставляются предприятиям для размещения объектов. Также в данный закон внесены изменения, вытекающие из норм статей 9-11, 17, 29 Земельного кодекса, в части компетенции уполномоченных на распоряжение земельными участками органов власти, а также установления порядка отнесения земель к федеральной собственности.

Внесение изменений в статьи 4 и 8 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" связано с тем, что, согласно Земельному кодексу РФ, субъекты РФ уполномочены осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности соответствующих субъектов РФ.

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" определяет категории особо охраняемых природных территорий иначе, чем статья 95 Земельного кодекса РФ. В связи с этим законопроект привести соответствующие перечни в соответствие с Земельным кодексом. Ряд норм закона, которые предлагается исключить или изложить в новой редакции, дублируют отдельные положения статьей 94 и 95 Земельного кодекса РФ, а также противоречат ему. Так, в соответствии с Земельным кодексом, объектами земельных отношений являются земля как природный ресурс, земельные участки и их части. Таким образом, объектом земельных отношений являются земли особо охраняемых территорий и объектов, а не территории. Законопроект устраняет противоречия в части определения федерального, регионального и местного значения земель особо охраняемых территорий.

Федеральные законы "О животном мире" и "О племенном животноводстве" приводятся в соответствие с Земельным кодексом РФ в части отношений по использованию земельных участков. Право ограниченного пользования чужим земельным участком /сервитут/ устанавливается не только законом и нормативными правовыми актами РФ, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка. Кроме того, следует отметить, что земельные участки предоставляются не крестьянским /фермерским/ хозяйствам, а гражданам, ведущим хозяйство.

Законопроектом предполагается внести изменения в федеральный закон "О мелиорации земель" в части приведения в соответствие с Земельным кодексом РФ содержания государственного мониторинга земель, а также порядка предоставления земельных участков и возмещения убытков, причиненных нарушением законодательства в области мелиорации земель.

Постановление правительства РФ "О структуре и функциях органов представительной и исполнительной власти в Ленинграде" предлагается привести в соответствие со статьями 9-11 и 29 Земельного кодекса РФ, регулирующими компетенцию органов государственной и муниципальной власти в области земельных отношений.

Постановление Верховного Совета РФ "О реабилитации казачества" приводится в соответствие с Земельным кодексом РФ, поскольку он не предусматривает установленных постановлением традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и распоряжения землей.

Законопроектом предлагается внести изменения в федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" для соответствия положениям Земельного кодекса РФ, регулирующим порядок предоставления земельных участком, титульные права на землю и правовой режим земель сельхозназначения. С момента принятия Земельного кодекса гражданам земельные участки в постоянное /бессрочное/ пользование не предоставляются, но при этом данное право, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется /статья 20/. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного /бессрочного/ пользования, имеют право приобрести их в собственность.

Кроме того, предполагается внесение изменений в закон в части права пожизненного наследуемого владения земельным участком, поскольку, в соответствии со статьей 21 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков гражданам на таком праве после введения в действие Земельного кодекса РФ не допускается.

Предлагаемые изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" направлены на приведение статьи 30 закона положениям Земельного кодекса Рф, регулирующим возмещение убытков, причиненных нарушением земельного законодательства.

Внесение изменений в статью 15 федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" направлено на приведение этой статьи в соответствие со статьей 38 Земельного кодекса РФ, поскольку предметом торгов является не право аренды, а право на заключение договора аренды.

Из федерального закона "Об ипотеке /залоге недвижимости/" предложено исключить не используемые в Земельном кодексе РФ понятия "приусадебные" и "полевые земельные участки".

Цена земли  »
Юридические статьи »
Читайте также