Берег непуганых инвесторов Очередные сенсации намыва на Васильевском острове

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости оформило землеотвод в зоне будущего намыва в Невской губе. При этом в соответствующих документах однозначно говорится: «разрешенное использование – для размещения объектов транспорта». И – ни слова о громко анонсированных новых жилых кварталах! Что же, выходит, намывные элитные кварталы – вообще вне закона?

Итак, в документах Федерального агентства кадастра объектов недвижимости говорится: площадь отведенного участка – 477 гектаров земель из нынешнего «водного фонда», границы – именно те, что и в проекте намыва. Те, в которых «Морской фасад» собирается строить не только разрешенные «объекты транспорта», то есть морской пассажирский терминал (занимающий, согласно ТЭО, 133 гектара), но и жилые кварталы, а также зоны деловой застройки. Но ведь сказано же – «размещение объектов транспорта»! Что же, получается, что «Морской фасад» вообще не имеет права строить ничего, кроме терминала? И правы те, кто требует ни в коем случае не намывать сотни гектаров под будущее элитное жилье?

Директор по связям с общественностью «Морского фасада» Александр Шимберг старательно обходит скользкие вопросы о строительстве жилья, предпочитая рассказывать, как городу нужен новый терминал, как они согласовали проект с тридцатью ведомствами, и как все крупные приморские города мира размещают деловые центры на берегу.

– Так и я, собственно, за строительство порта на Васильевском, – говорит один из его главных оппонентов, председатель комиссии по городскому хозяйству Законодательного собрания Михаил Амосов. – Хотя можно, конечно, обсуждать, где и в каких границах его строить. Но только вот с какой стати мы должны осваивать акваторию Финского залива для создания новых жилых зон? В Сингапуре, который стоит на острове, или в Кобэ, зажатом между морем и горами, намывают новые территории по суровой необходимости. И то – для создания транспортных объектов или деловых зон. Но Петербург ведь не Сингапур, ему есть куда развиваться, не залезая в море. Места вам, что ли, мало? ТЭО утверждено только на строительство терминала, экспертиза проведена также лишь для этого строительства.

Кстати, депутаты из «Демократической фракции» внесли поправку к тексту закона о генплане – чтобы утвердить строительство на западе Васильевского исключительно терминала и ничего больше. (Нынче же на соответствующей карте территория отводится как для терминала, так и для «многоквартирной жилой застройки», а также и для деловых зон.) Аналогичная поправка направлена Валентине Матвиенко – ведь предлагать изменить картографическую часть генплана может только губернатор.

Эта поправка к генплану сводит функциональное назначение территории будущего намыва лишь к транспортной области. Что, конечно, вряд ли укладывается в планы «Морского фасада» – ведь окупить нешуточные затраты легче и быстрее всего за счет строительства жилья (или продажи земельных участков).

Впрочем, говорить о жилой застройке представители «Морского фасада» наотрез отказываются, мол, это – «вопрос дальнейшей планировки территории», которая будет проведена в будущем.

Темнят они и по поводу того, кто же стоит за «Морским фасадом» с его уставным капиталом в 10 тысяч рублей (теперь, правда, капитализация компании вроде бы увеличена до 10 миллионов рублей). Кто эти таинственные инвесторы, желающие вкладывать сотни миллионов долларов в намыв, откуда они возьмут такие деньги и за счет чего планируют получать прибыль? По словам упомянутого г-на Шимберга, когда-нибудь нам об этом обязательно расскажут – то ли в марте 2006 года, то ли позднее...

Директор по связям с общественностью «Морского фасада» уверенно заявляет: «ничего не будет делаться келейно». Хорошо бы! Только ведь до сих пор все происходило именно так. Начиная с признания фирмы, зарегистрированной на Кипре и у которой, по мнению многих, нет за душой ничего, кроме стульев и авторучек, стратегическим инвестором. И заканчивая включением в последний момент в генплан проекта намыва 300 гектаров для строительства жилья – хотя при одобрении концепции генплана об этом и речи не было...

Но это еще не все. В технико-экономическом обосновании проекта содержатся и вовсе фантастические сведения. В документе, утвержденном в марте 2005 года Федеральным агентством морского и речного транспорта, говорится о возможности терминала пропустить 12,8 миллиона туристов в год! Учитывая, что туристический сезон для круизных лайнеров (на них в первую очередь рассчитывают в «Морском фасаде») длится не более полугода, получается, что в месяц к нам должны будут приплывать по 2 миллиона туристов. По 70 тысяч в день!

Откуда такие оптимистические цифры? Оказывается, некая «крупная американская компания дала оценку именно такого количества туристов». Но что это за компания, какими успешными прогнозами она известна? Как она представляет себе выдачу 70 тысяч виз в день и ежедневный провоз туда и обратно по Васильевскому острову 70 тысяч туристов в исторический центр Петербурга? Они ведь, хотя и будут жить на своих лайнерах, но захотят посетить Эрмитаж, Петропавловку, Русский музей, Летний сад и так далее.

Помнится, на первых общественных слушаниях по проекту строительства терминала депутат Владимир Барканов, являющийся горячим сторонником проекта, говорил, что туристов будут вывозить вверх по реке Смоленке малотоннажными судами. Каждый, кто бывал на Смоленке, легко подтвердит, что туристы в этом случае получат незабываемые впечатления, проплывая к центру города мимо кладбища и заброшенной промзоны...

Словом, вопросы, вопросы. Между тем подготовка к реализации очередной «стройки века» уже идет вовсю. Начаты дноуглубительные работы в районе фарватера, сам же намыв планируют начать весной следующего года.

Борис Вишневский

Неожиданный Петербург говорят, что Петербург попадет в пятерку туристических центров  »
Юридические статьи »
Читайте также