Проблемы регистрации предприятий не уменьшились

Вступление в силу с 1 июля 2002 г. Закона "О государственной регистрации юридических лиц" (далее -- Закон) ознаменовалось введением новой системы регистрации организаций, которая была призвана упростить систему регистрации предприятий и сделать жизнь предпринимателя легче.

Игорь Стринадко, юрисконсульт ООО "Агентство Правового Консалтинга"

Одними из основных идей новой системы явились заявительный принцип регистрации предприятий и принцип "одного окна", что в идеале должно было устранить бюрократические барьеры и как можно более ускорить процедуру регистрации фирм.

Заявительный принцип подразумевает лишение регистрирующего органа полномочий на проверку соответствия представленных на государственную регистрацию документов действующему законодательству. Это, по замыслу законодателя, должно пресечь возможность неправомерного отказа в государственной регистрации юридических лиц по мотивам несоответствия представленных документов требованиям закона.

Принцип "двух окон" предполагает возможность единовременной государственной регистрации юридического лица и его постановки на налоговый учет. В исполнение принципа "двух окон" Министерством РФ по налогам и сборам был издан Приказ МНС РФ от 9 августа 2002 г. №БГ-3-09/426 (далее -- Приказ).

В соответствии с п. 2. Приказа "одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица и комплектом документов, представленным при государственной регистрации юридического лица, в соответствии со статьей 12 Закона подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации".

На основании перечисленных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту его нахождения, и выдается (направляется) ему Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в течение 5 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

При этом свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть выдано (направлено) налогоплательщику-организации и одновременно со Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (не позднее 1 рабочего дня с момента государственной регистрации), что предусмотрено п. 1.3. "Порядка постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию", утвержденного Приказом.

На практике

На практике попытки реализации принципа "одного окна" путем исполнения Приказа предприняты не во многих налоговых инспекциях города. Например, в Центральной, Василеостровской, Петродворцовой налоговых данная процедура предусмотрена, а в Московской, Приморской -- нет. При этом форма реализации принципа "одного окна" значительно отличается от механизма, предусмотренного Приказом.

Так, до получения свидетельства о постановке на налоговый учет организация должна дополнительно представить в налоговую ряд документов (справка и приказ на руководителя и директора, договор аренды помещения фирмы по месту ее нахождения и др.).

В некоторых налоговых на подачу документов выстраиваются огромные очереди.

Решить данную проблему можно путем направления дел на регистрацию почтовым отправлением, что допускается в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона.

На постановку на налоговый учет документы могут быть также направлены по почте, закон не обязывает налогоплательщика физически являться в налоговый орган для выполнения данной обязанности. На это, в частности, указано в Постановлении федерального арбитражного суда Московского округа от 22 января 2002 г. №КА-А40/8191-01.

В Законе отсутствуют предписания выдавать вместе со свидетельствами о государственной регистрации юридического лица оригиналы учредительных документов с пометкой регистрирующего органа об их регистрации.

В результате организации могут получить лишь копии своих учредительных документов. При этом они несут дополнительные финансовые и временные затраты, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (далее -- Постановление) копии выдаются за плату, размер которой зависит от сроков изготовления копий.

Также Законом не определен порядок исправления технических ошибок, допущенных в учредительных документах (например, неправильно указан индекс предприятия), что влечет необходимость их исправления и внесения изменений в учредительные документы.

До сих пор не согласован механизм, освобождающий организации при их государственной регистрации от необходимости самостоятельного получения статистических кодов.

Налоговая инспекция рекомендовала предпринимателям сообщать покупателям сведения о государственной регистрации.  »
Юридические статьи »
Читайте также